Лекция 3.
Античная философия как тип культуры
1.Понятие античной философии. Философские итоги общинно-родовой и рабовладельческой формации.
2.Основные черты античной философии.
3.Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
4.Философия Гераклита.
5.Философия Пифагора.
6.Элейская школа. Ксенофан, Парменид, Зенон.
7.Философия Демокрита.
Понятие античной философии.
Философские итоги общинно-родовой и рабовладельческой формации.
Под античной философией мы понимает философию Древней Греции и Древнего Рима. Она возникла в 6 в. до н.э. и закончилась в 6 в. н.э. Итого: 1200 лет.
Опирается на общинно-родовую и рабовладельческую формации. Философским итогом общинно-родовой формации было чувственно-интуитивное представление космоса. Для общинно-родовой формации характерно мифологическое воззрение.
Миф – это чувственное, образное, фантастическое отражение мира в сознании человека общинно-родовой формации.
Тотемизм – обожествление окружающих предметов.
Фетишизм – божества всюду.
Важнейшие черты мифологического мировоззрения:
- Происходит отождествление идеи речи, слова и действия.
- Человек рассматривается как центр, сосредоточие, через которое проходят энергетические потоки космоса.
- Формой организации мира является беспорядочное сочетание всего со всем. Как результат возникают гротескные тела (сирена – птица + женщина, русалка, горгона, кентавр, сфинкс, минотавр – бык + мужчина).
Община – биологически связанные люди.
Философские итоги рабовладельческой формации.
- Характерно выделение человека из природной реальности. Возникает субъект объектных отношений.
- Возникновение дистанции между человеком и природой.
- Возникновение рассудочного, логического познания.
- Философский итог рабовладельческой формации является интеллектуально-конструктивная модель космоса.
Модель:
Единое (тождественно благу или богу, божественное, сверхчувственное, неподвижное первоначало). Оно обладает свойством эманации, т.е. развертывания, истечения, порождения.
↓
Божественный разум (Дух) – духовная структура космоса.
↓
Мировая душа + души звезд + наши души
↓
Материя
Космос – это живое, чувствующее, разумное, сферическое, прекрасное, божественное существо.
Наиболее близким для человека этой эпохи является собственное тело и родовая община. Космос – проекция человеческого тела и родовой общины на мира в целом. «Микрокосм человека структурно подобен макрокосму». Античные боги являются воплощением космических законов и природных стихий. Они человекоподобны. (Гея – богиня земли, Посейдон – вода и т.д.)
Основные черты античной философии
- Изучение космоса. Космос – мир, порожденный из тела бога.
- Пантеизм – отождествление бога и космоса (природа).
- Политеизм (много богов).
- Циклическое развитие мира. Мировой год = 10000 лет. По истечение мирового года космос сгорает, и все повторяется.
- Безличностный космологизм: нет представления об автономии души; чаша – часть миров души.
- Идея фатума.
- Героизм – человек идет бессмтрашно навстречу судьбе.
Платон
(427 – 347 гг. до н.э.)
- Эпоха, жизнь, сочинения, теоретические источники философии Платона.
- Теория идей Платона.
- Теория познания.
- Знания как припоминания.
- Социально-политические взгляды Платона. Правильные и неправильные форма государства. Проект идеального государства.
Объективный идеализм Платона.
Платон – великий учитель человечества, без знания Платона немыслима мировая философия.
Платон родился в Афинах в аристократической семье в 427 г. до н.э. Среди его предков - царь Кодр. Настоящее имя Платона – Аристокл. Платон – это прозвище, которое дал ему учитель за ширину плеч (платос – широкий по древне-гречески).
В 407 г. до н.э. Платон встречает Сократа. Все остальные занятия отброшены, он занимается философией. В 399 г. до н.э. Сократа обвиняют и убивают. Это ужасает Платона, он покидает Афины и 12 лет странствует по миру: Египет, Вавилон, Персия…
Платон создал школа. Академия Платона (существовала до 6 века н.э., почти 1000 лет). Перед входом в Академию – слова: «Негеометр туда не войдет».
Он жил в эпоху заката Афинской системы. Два лидера: Спарта и Афины воевали более 20 лет. Потом А. Македонский завоевал Грецию.
Убеждения Платона
До тех пор, пока государством не будут править философы либо правители на научаются хорошо философствовать – ни государственного мира, ни благополучия государству не достичь.
Во времена Платона Сиракузами правил тиран (Дионисий старший). Он продал Платона в рабство и отправил на остров Эгина (враждебный остров). Но там попался поклонник Платона и выкупил его. Потом Дионисий младший пригласил к себе Платона, заключил к себе в тюрьму.
Теоретические источники философии Платона
- Философия Сократа.
Этические понятия Сократа Платон превращает в самостоятельные формы бытия.
- Элейская философия
Элеаты – учение о духовном, вечном, неподвижном бытии Платон переносит на мир идей. учение Гераклита о подвижном бытии он переносит на мир природы.
- Идеи пифагорейцев.
О матем. закономерностях, которым подчиняется жизнь космоса.
Сочинения Платона написаны в форме диалогов. Непременный участник диалогов – Сократ. В ранних диалогах Сократ говорит от своего имени, в поздних диалогах Сократ появляется как персонаж.
Главные диалоги:
- Апология Сократа
- Пир
- Федон
- Государство.
- Тимей (раскр. космологии)
- Законы
- Политик
- Критон
- Софист
- Гиппий больший
Теория идей Платона
Учение об идеях – главная часть философии Платона. До Платона философы пытались объяснить физический мир при помощи физических причин. На этом пути они не смогли решить проблемы и противоречия познания.
Платон предположил, а нельзя ли физический мир более успешно объяснить при помощи духовных начал. Он назвал свою попытку второй навигацией (попытка объяснить мир при помощи духовных первоналача).
Первая навигация – движение корабля под парусом.
Вторая навигация – использование весел при штиле.
Вторая навигация предполагает обращение к эйдосам (идеям).
Идея – это вечное, духовное, совершенное первоначало. Это особый род духовного бытия.
Свойства:
- Идея порождает чувственные вещи.
- Идея – это образец, парадигма, взирая на которую Демиург (создатель мира) создает чувственные вещи. Гиперурания – мир идей.
- Идея – это идеальная цель или телос.
- Идея – это смысловой предел вещи.
- Идея – это мысль о предмете.
Идеи образуют иерархию. Платон строит иерархию идей.
Благо = Бог
↓
Идеи высших родов бытия (справедливость, красоты, истина, благородство)
↓
Математические идеи
(число, равенство, пропорция)
↓
Идеи живых существо (человек, рыба, животное, птица)
↓
Идеи неодушевленных предметов.
Идеи образуют один полюс бытия – это истина, сущее бытие.
Противоположный полюс – материя (небытие), или «гиле» - материя по-древнегречески. Это не вещество, а разновидность пространства. Между идеями и материей – мир природы. Наш мир (мир природы) – посередине, между бытием и материей, это синтез бытия и небытия. Мы причастны к бытию и небытию.
В конце жизни Платон заметил внутреннее противоречие, которое было присуще его теории идеи. Одно из возражение – «третий человек». Так, существует идея человека – это первый человек. Существует копия, прообраз, - это второй человек. Третий человек получается при объединении идеи и копии.
Теория познания Платона
Платон различает чувственное и рациональное познание. Чувственное познание недостоверно, это мнение («докса»). Оно выступает как вера и подобие (сейчас называют восприятие и представление). Высшей формой познания является интеллектуальное созерцание идей (интеллектуальная интуиция). Разновидностью рационального (интеллектуального) познания является математическое знание.
Платон говорит: познание – припоминание идей (анамнезис). Он говорит, что душа бессмертна; до ее вселения в тело она была в гиперурании (мире идей), созерцала их, она получала знание об этих идеях; вселившись в тело, она забыла о своем знании; но если душе помочь, то она вспомнит знания.
Чтобы продемонстрировать противоположность подлинного и неподлинного знания, подлинной и неподлинной реальности Платон создал «Миф о пещере».
Досократическая философия. Милетская школа
Представители Милетской школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Фалес
Фалес (624 – 547 гг. до н.э.). Основатель древнегреческой философии и один из семи древнегерческих мудрецов. Жил в городе Милеет, отсюда и название «Милетская школа» (на берегу Эгейского моря).
Фалес был политиком, философом, математиком, астрономом, путешественником, купцом и изобретателем. Он предсказал солнечное затмение в 585 г. до н.э.; открыл созвездие Малой Медведицы (там Полярная звезда, указывающая на север); создал календарь, разделив год на 365 дней; вписал равнобедренный треугольник в круг; изобрел теорему Пифагора; в Египте измерил высоту пирамиды – дождался, когда тень от нее стала равна ее высоте, и измерил тень от пирамиды; объяснил причину разлива Нила (встречные ветры, на дающие выйти воде из русла), Нил больше не разливается из-за плотины.
Погиб из-за того, что свалился в колодец ночью (засмотрелся на небо). Помог Персидскому царю Киру перебраться через глубокую реку. Заработал большой капитал, скупив все маслобойни, предвидя большой урожай маслин.
Один из купцов обратился за помощью к Фалесу. У купца был строптивый мул: один раз мул упал вреку, соль в мешках растаяла, и мул шел налегке. С тех пор мул всегда падал в воду. Фалес посоветовал нагрузить его шерстью и войлоком. Так Фалес перехитрил мула.
Фалес решает важную философсную проблему: соотношения единого и многого, сущности и явления, внешнего и внутреннего начал.
Он задумался над вопросом, есть ли в мире первоначало (архэ, субстанция, первооснова). Неожиданно в качестве архэ он принимает воду (философская первосущность, философская субстанция). Это не та вода, где мы плаваем.
Почему вода? Аристотель на это говорил:
- Все живые существа содержат влагу;
- Пища влажная;
- Семя влажное;
- Из воды рождается тепло.
- Посейдон – бог океана, самое древнее почетнейшее существо.
Под действием сил сжатия и разряжения вода превращается в другие стихии. Движение вверх – превращение воды в воздух и огонь (разрешение). Движение вниз – превращение воды в глину и камни, землю (сжатие).
Согласно Фалесу, Земля – плоский диск, который плавает на поверхности океана. Внутри диска есть полости, пещеры. Когда колеблется океан, происходят землетрясения.
Мир полон богов, он оживотворяет неодушевленный мир (неодушевленные предметы обладают свойствами живых вещей, называется гилозоизм – живая материя, оживотворения материи).
Доказательство: магнит притягивает предметы, янтарь тоже притягивает предметы (если его потереть), следовательно, они живые.
Анаксимандр
(610 – 546 гг. до н.э.)
Ученик Фалеса. Соорудил небесный глобус, создал географическую картину, изобрел солнечные часы (гномон по-гречески – стержень на доске, тень от стержня указывает страны света, время.