Объяснить роль анализа уроков. Выделить критерии анализа урока по информатике.
Роль анализа уроков:
1. Совершенствование мастерства учителя.
Схема анализа урока по информатике.
1. Общие сведения: дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема учебной программы, тема урока.
2. Обзор средств обучения и учебной среды. Оборудование кабинета, его удобство для учащихся и учителя, состав оборудования. Состояние средств обучения.
3. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером.
4. Затраты времени учителя на подготовку к уроку, готовность средств к конкретному уроку. Соответствие используемых наглядных пособий теме урока; моменты использования. Содержание раздаточного материала, инструкций, вопросов к ним.
5. Структура урока. Основные этапы урока, назначение и длительность. Индивидуальная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторения и закрепление материала, способы.
6. Цели, которые намечал учитель на урок, их достижение.
7. Сравнение содержания урока с материалом школьного учебника.
8. Оценка содержания урока с точки зрения общедидактических принципов: научность; наглядность (использование графической информации, таблиц исполнения алгоритмов, записи текстов с отступами и т.д.); последовательность — логическая стройность излагаемого материала, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий; связь с практикой — прикладные задачи, ориентация содержания на требования жизни в компьютерном обществе.
9. Деятельность учителя на уроке. Привлечение учащихся для подготовки средств к уроку. Свобода учителя во владении материалом. Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индивидуализация обучения - разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Приемы учителя для удержания внимания, действия при обнаружении ошибки на доске, в программе, в отчете.
10. Методы формирования и закрепления интереса к материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Источник заданий (из учебника, другой литературы, изобретение учителем по ходу урока, «самоозадачивание» учащихся). Другие известные и нестандартные методы обучения, использованные на уроке.
11. Работа учащихся на уроке. Степень интереса к изучаемому материалу. Активность и самостоятельность обучаемых. Сознательность усвоения - усвоение смысла действий за ЭВМ. Доступность - стандартность терминологии, учет уровня подготовленности класса, выделение уровней усвоения. Эффективность обучения — насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала. Взаимоотношения учителя и учащихся: авторитарные, либеральные, сотрудничество. Организованность и дисциплинированность учащихся на уроке. Умение самостоятельно овладевать знаниями с помощью справочного материала, компьютера, учебника.
12. Обратная связь. Система контроля знаний у данного учителя. Использование компьютера для проверки знаний – контролирующие программы, самоконтроль запуском программы, взаимоконтроль с товарищем. Объективность оценки знаний. Критерии оценок данного учителя (известны ли они учащимся?). Возможность автоматизации такой системы контроля.
13. Воспитательный эффект урока. Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приемы, замеченные Вами.
14. Выводы. Основные рекомендации. Чему Вы научились как учитель, посетив и проанализировав этот урок?