Что понимается под методами обучения? Перечислить методы обучения по характеру взаимной деятельности учителя и учащихся.
Метод обучения – это способ взаимодействия преподавателя и учащихся на достижение поставленной цели.
Методы обучения по характеру взаимной деятельности учителя и учащихся (система методов обучения Лернера И.Я. — Скаткина М.Н.):
1. Объяснительно-иллюстративный.
2. Репродуктивный.
3. Проблемного изложения.
4. Частично-поисковый (или эвристический).
5. Исследовательский.
Организационная форма обучения
Классифицировать методы обучения по основным компонентам деятельности учителя.
Это система методов Ю.К.Бабанского. Она включает три большие группы методов обучения:
а) методы организации и осуществления учебной деятельности:
- словесные (рассказ, объяснение, беседа, учебные дискуссии и т.д.)
- наглядные (демонстрация, иллюстрация и т.д.),
- репродуктивные и проблемные,
- индуктивные и дедуктивные,
- практические,
- самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
б) методы стимулирования и мотивации учения:
- методы формирования интереса — познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха;
- методы формирования долга и ответственности в учении — разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований;
в) методы контроля и самоконтроля:
- устный и письменный контроль,
- лабораторные и практические работы,
- машинный и безмашинный программированный контроль,
- фронтальный и дифференцированный,
- текущий и итоговый.
Выделить особенности методов обучения информатике в условиях реализации системно-деятельностного подхода, определить критерии выбора и сочетания методов обучения информатике.
Особенности методов обучения информатике в условиях реализации СДП: преобладание творческих методов обучения, т.к. СДП ставит главной целью научить ребенка учиться. В частности, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, исследовательский метод.
Метод проблемного изложения. Учитель ставит проблему (учебную задачу), показывает, как нужно ее решать, а ученики следят за его логикой, усваивая этапы решения проблемы, коллективно обсуждают решение. Преобладает продуктивная деятельность учеников с элементами репродуктивной деятельности.
Частично-поисковый метод. Учитель формулирует проблему, расчленяет ее на подпроблемы, намечает шаги поиска, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения под руководством учителя, который мотивирует действия обучаемых, контролирует их выполнение. Деятельность учащихся – продуктивная: осознание проблемы, поиск ее решения.
Исследовательский метод. Учитель выступает в качестве консультанта. Деятельность учащихся – творческая. Он сам ставит перед собой проблему и ее решает самостоятельно.
Факторы, влияющие на выбор методов обучения
- Дидактические цели обучения (если задача – повторить и обобщить материал, то будут одни методы, если новый материал – другие; если цель – формирование положительной мотивации, третьи методы).
- Уровень подготовленности учеников, их учебные интересы, уровень их активности и другие индивидуальные особенности (если класс вялый, то диспут, эвристическая беседа не пройдут).
- От характера учебного материала. Если планируем разбирать поисковые системы, уместен будет проблемный метод – в браузере попытаться найти какую-либо информацию. Если тема урока «Информационные процессы в жизни человека», более уместен объяснительно-иллюстративный метод, позволяющий показать где и как используются информационные процессы, привести примеры из жизни.
- От особенностей самого педагога (например, один педагог хорошо владеет словом, а другой хорошо владеет математикой и его сила в красоте логики и глубине математики).
- От материальных условий обучения.
От возрастных особенностей учеников. Не будешь читать лекцию в первом классе.