Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Взаимодействие субъектов в образовательном процессе

Взаимодействие субъектов в образовательном процессе

 

Взаимодействие – одна из базисных философских категорий.

Взаимодействие – феномен связи, воздействия, перехода, развития объектов под влиянием взаимного воздействия друг на друга и на другие объекты.

В диалектическом материализме рассматривается как конечная причина вещей. Если спросить почему – ответишь. Далее – опять почему. Далее взаимодействия идти некуда.

Любой объект-явление можно познать только в его связи с другими.

 

Взаимодействие в неживой природе приводит к взаимному разрушению (классический пример – волна и скала: волна разбивается о скалу и сама разрушается и потихоньку разрушает скалу).

 

Взаимодействие живого и неживого – воздействие одного приводит к разрушению другого (растение может питаться минеральными солями, разрушая при этом почву; камень упал, ударил по голове). Но: может быть рост живого за счет разрушения неживого. В этих случаях испытывающий воздействие объект находится в пассивной, страдательной позиции, он может только сопротивляться.

 

В живой природе всегда активность обеих сторон (если взаимодействует живое и живое). Например, волк и заяц – последний старается убежать. Может быть взаимодействие живых существ, которое ведет к взаимному уничтожению. Бывает и созидание одного за счет другого: хищник поедает жертву. Но: только в живой природе возможно взаимодействие, ведущее к взаимному развитию. Особенно это верно для людей. Люди всегда субъекты, всегда активны, но мера активности может быть разной: с инициальной позицией (кто начинает) и с реактивной (реакция – ответное действие) позицией. Человек всегда активен.

Пример:

Учитель задает, какое будет взаимодействие. Ученик в реактивной позиции может проявлять приятие воздействия, неприятие воздействия, ответное воздействие.

Что такое принятие и непринятие. Например, человек нарывается на скандал. Принятие воздействие – ответ на скандал; если проигнорируешь – непринятие воздействия. В разных ситуациях по-разному. Если пришел учиться, лучше принимать.

 

Таким образом, активность – это основная характеристика взаимодействующих сторон в процессе любого взаимодействия живой материи; и чем сложнее организация взаимодействующего субъекта, тем разнообразнее формы активности.

Активность предполагает, что вы не можете до конца предсказать, что будет делать ваш партнер по взаимодействию. Пример. Человек был нелюдимый - кто-то заводит животных, а я завел себе таракана (потянешь его за лапку - понятно, что он будет делать); т.е. чем проще организован, тем более предсказуем. Человек организован гораздо сложнее, чем другие существа. Поэтому чем больше мы вступаем во взаимодействие с другим человеком, тем меньше мы можем предсказать исход этого взаимодействия.  

У человека может быть интеллектуальная активность (выдвижение гипотез, выработка стратегий, прием и переработка, оценка поступающей информации), моторная активность (она есть всегда – пример, когда человек смотрит на другого человека, то у него двигаются глаза; если человек слушает, то он подстраивает голосовые связки к тому, что он слышит), общеповеденческая активность, социальная активность и т.д.

 

Необходимая начальная фаза взаимодействия по типу сотрудничества (а интересно с учениками именно сотрудничать) – это контакт или общность психического состояния. /*Самый лучший друг, это тот, с которым можно сидеть и молчать. Человек сидит рядом, становится легче.*/

Состояние – это целостная характеристика психической деятельности человека в определенный период времени. Учитель не терпит, когда кто-то отвлекается. Учителю нужен контакт; не может быть сотрудничества, если не будет контакта.

 

Механизмы контакта:

 

1)Сопереживание (через психическое ”заражение”), т.е. это бессознательная подверженность состоянию другого человека. Самое заразительное – это смех, зевота, тоска. Есть люди, которые умеют этим пользоваться. Например, ораторы. Надо различать с внушением – когда человек холоден внутри, но делает со своей аудиторией то, что хочет. *Многие возражали против А. Кашперовского. Он безжалостный человек. Записывал фильмы, показывая свою силу: внушал, что человеку хорошо, а топтался у человека каблуками на пальцах ног.* Внушение бывает разной степени: самая крайняя степень – гипноз.

 

2)Сомышление - включенность в совместную мыслительную деятельность.

 

3)Содействие - когда человек включается в деятельность. Например, мать и дочь на кухне. Дочь начинает помогать.

 

Контакт – вхождение в общее психическое состояние, но сотрудничество – это не единственный вид взаимодействия, который возникает, в т.ч. в образовательном процессе.

 

 

16 типов социальных отношений по Мортану Дойчу (родился в 1920 году, видный Американский социальный психолог). Провел анализ всех отношений, в которые вступают люди.

 

 

Отношения,

ориентированные на социальные эмоции

Отношения,

ориентированные на задачу

Неформальные

Формальные

Неформальные

Формальные

Сотрудничество

Равные

1. Интимность.

 

Кто вступает:

-влюбленные.

Или: хорошие друзья.

 

Что происходит – ухаживание.

 

В этом типе отношений нет правил.

5. Братство.

 

Кто вступает: члены клуба.

 

Что происходит: праздник, вечер выпускников.

 

Все подчиняются каким-то правилам. Не принято прийти на вечер выпускников и рассказывать, что умерла собака. Понятно, что собрались друг друга радовать.

9. Решение проблем.

Кто вступает: коллеги.

 

Что происходит: собрание работников.

Например,

в школе у каждого учителя есть статус. Директор приходит и говорит: коллеги, у нас проблема. Был сделан ремонт 1-го сентября, школа была чистая, уже сегодня, 15-го сентября, парты грязные. Что нужно сделать, чтобы этого не было?

 

В данной ситуации нет ни опытного, ни неопытного, ни авторитетного, ни неавторитетного Ценно мнение всех.

 

 

13. Организо-вывает сотрудни-чество.

 

Кто вступает: члены рабочей группы.

 

Что происходит: совместная работа при жестко распределен-ных обязанностях.

 

Неравные

2. Забота.

 

Например:

отношение мать-дитя.

 

Что происходит:

вскармливание или убаюкивание.

6. Отношения защиты.

 

Например, полицейский и потерявшийся ребенок.

 

Что происходит: помощь.

 

Это обязанность полицейского – помогать. Хотя полицейский не обязательно добрый человек.

10. Образование.

 

Кто вступает: профессор и студент –дипломник.

Или: студент пишет научную работу, а профессор не знает правильного ответа.

 

Что происходит: неформальная совместная работа над исследованием.

 

14. Иерархи-ческая организация.

 

Отношения: начальник-подчиненный.

 

Что происходит: поручение.

Соперничество

Равные

3. Антагонизм.

 

Вступают в такие отношения личные враги.

 

Что происходит – схватка.

 

Люди друг друга подкалывают, делают гадости.  

7. Конкуренция.

 

В такие отношения могут вступать разводящиеся пары, когда делят имущество.

 

Они стараются больнее уколоть друг друга, но в суде соблюдают определенные правила приличия.

11. Соревнование.

(аналог – КВН, олимпиада).

 

Кто вступает – соперники в неформальной игре.

 

Что происходит: попытки набрать очки и опередить соперника.

 

14. Регулируемое соперни-чество.

 

Кто вступает: конкуренты в бизнесе.

 

Что происходит: борьба за контракт.

 

 

Неравные

Отношения садомазохизма.

Кто вступает:

обидчик-жертва.

Что происходит – мучение.

 

Живут вместе, мучают друг друга. Один угнетает, второй несчастный, но не расходятся.

 

8. Доминирование.

В такие отношения могут вступать эксперт и новичок. Эксперт нагоняет страх (устрашение).

 

Походы.

Или. Человек первый раз на работе. Ему дают какое-то задание, чтобы потом выставить в смешном свете.

 

Или: молодого человека сразу ставят руководителем. Старые работники что-то устроят. Не потому, что они вредные, а хотят защитить свой статус – старого работника.

 

12. Борьба за власть.

Кто вступает: представитель власти и повстанец.

 

Что происходит: партизанская война.

16. Регули-руемая борьба за власть.

 

Кто вступает: охранник-заключенный.

 

Например, приказ идти в ногу, повернуться лицом к стене.

 

В школе может встретиться 12. Борьба за власть; 2. Мать-дитя; 5. Братство; 9. Решение проблем (но учителю нужно постараться); 6. Защита; 13. Организованное сотрудничество; 14. Иерархическая организация; 4. Садомазохизм (учитель ненавидит ученика, ученик отвечает ему взаимностью). Вывод: в образовании встречаются все 16 типов отношений.

Если отношения будут равными и сотрудническими, они будут неформальными скорее всего. Они перерастают в неравные: если люди не хотят формально общаться, но хотят четкого распределения обязанностей, кто-то берет на себя распределение обязанностей и становится лидером. Либо отношения перерастают в неформальные.

 

*Платон мне друг, но истина дороже. Сказал Аристотель. У Платона и Аристотеля была разница в возрасте 42 года.*

 

Варианты сотрудничества учителя и ученика.

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.