Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Архив записей
Избранное
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Взаимодействие субъектов в образовательном процессеВзаимодействие субъектов в образовательном процессе
Взаимодействие – одна из базисных философских категорий. Взаимодействие – феномен связи, воздействия, перехода, развития объектов под влиянием взаимного воздействия друг на друга и на другие объекты. В диалектическом материализме рассматривается как конечная причина вещей. Если спросить почему – ответишь. Далее – опять почему. Далее взаимодействия идти некуда. Любой объект-явление можно познать только в его связи с другими.
Взаимодействие в неживой природе приводит к взаимному разрушению (классический пример – волна и скала: волна разбивается о скалу и сама разрушается и потихоньку разрушает скалу).
Взаимодействие живого и неживого – воздействие одного приводит к разрушению другого (растение может питаться минеральными солями, разрушая при этом почву; камень упал, ударил по голове). Но: может быть рост живого за счет разрушения неживого. В этих случаях испытывающий воздействие объект находится в пассивной, страдательной позиции, он может только сопротивляться.
В живой природе всегда активность обеих сторон (если взаимодействует живое и живое). Например, волк и заяц – последний старается убежать. Может быть взаимодействие живых существ, которое ведет к взаимному уничтожению. Бывает и созидание одного за счет другого: хищник поедает жертву. Но: только в живой природе возможно взаимодействие, ведущее к взаимному развитию. Особенно это верно для людей. Люди всегда субъекты, всегда активны, но мера активности может быть разной: с инициальной позицией (кто начинает) и с реактивной (реакция – ответное действие) позицией. Человек всегда активен. Пример: Учитель задает, какое будет взаимодействие. Ученик в реактивной позиции может проявлять приятие воздействия, неприятие воздействия, ответное воздействие. Что такое принятие и непринятие. Например, человек нарывается на скандал. Принятие воздействие – ответ на скандал; если проигнорируешь – непринятие воздействия. В разных ситуациях по-разному. Если пришел учиться, лучше принимать.
Таким образом, активность – это основная характеристика взаимодействующих сторон в процессе любого взаимодействия живой материи; и чем сложнее организация взаимодействующего субъекта, тем разнообразнее формы активности. Активность предполагает, что вы не можете до конца предсказать, что будет делать ваш партнер по взаимодействию. Пример. Человек был нелюдимый - кто-то заводит животных, а я завел себе таракана (потянешь его за лапку - понятно, что он будет делать); т.е. чем проще организован, тем более предсказуем. Человек организован гораздо сложнее, чем другие существа. Поэтому чем больше мы вступаем во взаимодействие с другим человеком, тем меньше мы можем предсказать исход этого взаимодействия. У человека может быть интеллектуальная активность (выдвижение гипотез, выработка стратегий, прием и переработка, оценка поступающей информации), моторная активность (она есть всегда – пример, когда человек смотрит на другого человека, то у него двигаются глаза; если человек слушает, то он подстраивает голосовые связки к тому, что он слышит), общеповеденческая активность, социальная активность и т.д.
Необходимая начальная фаза взаимодействия по типу сотрудничества (а интересно с учениками именно сотрудничать) – это контакт или общность психического состояния. /*Самый лучший друг, это тот, с которым можно сидеть и молчать. Человек сидит рядом, становится легче.*/ Состояние – это целостная характеристика психической деятельности человека в определенный период времени. Учитель не терпит, когда кто-то отвлекается. Учителю нужен контакт; не может быть сотрудничества, если не будет контакта.
Механизмы контакта:
1)Сопереживание (через психическое ”заражение”), т.е. это бессознательная подверженность состоянию другого человека. Самое заразительное – это смех, зевота, тоска. Есть люди, которые умеют этим пользоваться. Например, ораторы. Надо различать с внушением – когда человек холоден внутри, но делает со своей аудиторией то, что хочет. *Многие возражали против А. Кашперовского. Он безжалостный человек. Записывал фильмы, показывая свою силу: внушал, что человеку хорошо, а топтался у человека каблуками на пальцах ног.* Внушение бывает разной степени: самая крайняя степень – гипноз.
2)Сомышление - включенность в совместную мыслительную деятельность.
3)Содействие - когда человек включается в деятельность. Например, мать и дочь на кухне. Дочь начинает помогать.
Контакт – вхождение в общее психическое состояние, но сотрудничество – это не единственный вид взаимодействия, который возникает, в т.ч. в образовательном процессе.
16 типов социальных отношений по Мортану Дойчу (родился в 1920 году, видный Американский социальный психолог). Провел анализ всех отношений, в которые вступают люди.
В школе может встретиться 12. Борьба за власть; 2. Мать-дитя; 5. Братство; 9. Решение проблем (но учителю нужно постараться); 6. Защита; 13. Организованное сотрудничество; 14. Иерархическая организация; 4. Садомазохизм (учитель ненавидит ученика, ученик отвечает ему взаимностью). Вывод: в образовании встречаются все 16 типов отношений. Если отношения будут равными и сотрудническими, они будут неформальными скорее всего. Они перерастают в неравные: если люди не хотят формально общаться, но хотят четкого распределения обязанностей, кто-то берет на себя распределение обязанностей и становится лидером. Либо отношения перерастают в неформальные.
*Платон мне друг, но истина дороже. Сказал Аристотель. У Платона и Аристотеля была разница в возрасте 42 года.*
Варианты сотрудничества учителя и ученика. |
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
|