Взаимодействие субъектов в образовательном процессе
Взаимодействие – одна из базисных философских категорий.
Взаимодействие – феномен связи, воздействия, перехода, развития объектов под влиянием взаимного воздействия друг на друга и на другие объекты.
В диалектическом материализме рассматривается как конечная причина вещей. Если спросить почему – ответишь. Далее – опять почему. Далее взаимодействия идти некуда.
Любой объект-явление можно познать только в его связи с другими.
Взаимодействие в неживой природе приводит к взаимному разрушению (классический пример – волна и скала: волна разбивается о скалу и сама разрушается и потихоньку разрушает скалу).
Взаимодействие живого и неживого – воздействие одного приводит к разрушению другого (растение может питаться минеральными солями, разрушая при этом почву; камень упал, ударил по голове). Но: может быть рост живого за счет разрушения неживого. В этих случаях испытывающий воздействие объект находится в пассивной, страдательной позиции, он может только сопротивляться.
В живой природе всегда активность обеих сторон (если взаимодействует живое и живое). Например, волк и заяц – последний старается убежать. Может быть взаимодействие живых существ, которое ведет к взаимному уничтожению. Бывает и созидание одного за счет другого: хищник поедает жертву. Но: только в живой природе возможно взаимодействие, ведущее к взаимному развитию. Особенно это верно для людей. Люди всегда субъекты, всегда активны, но мера активности может быть разной: с инициальной позицией (кто начинает) и с реактивной (реакция – ответное действие) позицией. Человек всегда активен.
Пример:
Учитель задает, какое будет взаимодействие. Ученик в реактивной позиции может проявлять приятие воздействия, неприятие воздействия, ответное воздействие.
Что такое принятие и непринятие. Например, человек нарывается на скандал. Принятие воздействие – ответ на скандал; если проигнорируешь – непринятие воздействия. В разных ситуациях по-разному. Если пришел учиться, лучше принимать.
Таким образом, активность – это основная характеристика взаимодействующих сторон в процессе любого взаимодействия живой материи; и чем сложнее организация взаимодействующего субъекта, тем разнообразнее формы активности.
Активность предполагает, что вы не можете до конца предсказать, что будет делать ваш партнер по взаимодействию. Пример. Человек был нелюдимый - кто-то заводит животных, а я завел себе таракана (потянешь его за лапку - понятно, что он будет делать); т.е. чем проще организован, тем более предсказуем. Человек организован гораздо сложнее, чем другие существа. Поэтому чем больше мы вступаем во взаимодействие с другим человеком, тем меньше мы можем предсказать исход этого взаимодействия.
У человека может быть интеллектуальная активность (выдвижение гипотез, выработка стратегий, прием и переработка, оценка поступающей информации), моторная активность (она есть всегда – пример, когда человек смотрит на другого человека, то у него двигаются глаза; если человек слушает, то он подстраивает голосовые связки к тому, что он слышит), общеповеденческая активность, социальная активность и т.д.
Необходимая начальная фаза взаимодействия по типу сотрудничества (а интересно с учениками именно сотрудничать) – это контакт или общность психического состояния. /*Самый лучший друг, это тот, с которым можно сидеть и молчать. Человек сидит рядом, становится легче.*/
Состояние – это целостная характеристика психической деятельности человека в определенный период времени. Учитель не терпит, когда кто-то отвлекается. Учителю нужен контакт; не может быть сотрудничества, если не будет контакта.
Механизмы контакта:
1)Сопереживание (через психическое ”заражение”), т.е. это бессознательная подверженность состоянию другого человека. Самое заразительное – это смех, зевота, тоска. Есть люди, которые умеют этим пользоваться. Например, ораторы. Надо различать с внушением – когда человек холоден внутри, но делает со своей аудиторией то, что хочет. *Многие возражали против А. Кашперовского. Он безжалостный человек. Записывал фильмы, показывая свою силу: внушал, что человеку хорошо, а топтался у человека каблуками на пальцах ног.* Внушение бывает разной степени: самая крайняя степень – гипноз.
2)Сомышление - включенность в совместную мыслительную деятельность.
3)Содействие - когда человек включается в деятельность. Например, мать и дочь на кухне. Дочь начинает помогать.
Контакт – вхождение в общее психическое состояние, но сотрудничество – это не единственный вид взаимодействия, который возникает, в т.ч. в образовательном процессе.
16 типов социальных отношений по Мортану Дойчу (родился в 1920 году, видный Американский социальный психолог). Провел анализ всех отношений, в которые вступают люди.
|
Отношения, ориентированные на социальные эмоции |
Отношения, ориентированные на задачу |
|||
Неформальные |
Формальные |
Неформальные |
Формальные |
||
Сотрудничество |
Равные |
1. Интимность.
Кто вступает: -влюбленные. Или: хорошие друзья.
Что происходит – ухаживание.
В этом типе отношений нет правил. |
5. Братство.
Кто вступает: члены клуба.
Что происходит: праздник, вечер выпускников.
Все подчиняются каким-то правилам. Не принято прийти на вечер выпускников и рассказывать, что умерла собака. Понятно, что собрались друг друга радовать. |
9. Решение проблем. Кто вступает: коллеги.
Что происходит: собрание работников. Например, в школе у каждого учителя есть статус. Директор приходит и говорит: коллеги, у нас проблема. Был сделан ремонт 1-го сентября, школа была чистая, уже сегодня, 15-го сентября, парты грязные. Что нужно сделать, чтобы этого не было?
В данной ситуации нет ни опытного, ни неопытного, ни авторитетного, ни неавторитетного Ценно мнение всех.
|
13. Организо-вывает сотрудни-чество.
Кто вступает: члены рабочей группы.
Что происходит: совместная работа при жестко распределен-ных обязанностях. |
|
Неравные |
2. Забота.
Например: отношение мать-дитя.
Что происходит: вскармливание или убаюкивание. |
6. Отношения защиты.
Например, полицейский и потерявшийся ребенок.
Что происходит: помощь.
Это обязанность полицейского – помогать. Хотя полицейский не обязательно добрый человек. |
10. Образование.
Кто вступает: профессор и студент –дипломник. Или: студент пишет научную работу, а профессор не знает правильного ответа.
Что происходит: неформальная совместная работа над исследованием.
|
14. Иерархи-ческая организация.
Отношения: начальник-подчиненный.
Что происходит: поручение. |
Соперничество |
Равные |
3. Антагонизм.
Вступают в такие отношения личные враги.
Что происходит – схватка.
Люди друг друга подкалывают, делают гадости. |
7. Конкуренция.
В такие отношения могут вступать разводящиеся пары, когда делят имущество.
Они стараются больнее уколоть друг друга, но в суде соблюдают определенные правила приличия. |
11. Соревнование. (аналог – КВН, олимпиада).
Кто вступает – соперники в неформальной игре.
Что происходит: попытки набрать очки и опередить соперника.
|
14. Регулируемое соперни-чество.
Кто вступает: конкуренты в бизнесе.
Что происходит: борьба за контракт.
|
|
Неравные |
Отношения садомазохизма. Кто вступает: обидчик-жертва. Что происходит – мучение.
Живут вместе, мучают друг друга. Один угнетает, второй несчастный, но не расходятся.
|
8. Доминирование. В такие отношения могут вступать эксперт и новичок. Эксперт нагоняет страх (устрашение).
Походы. Или. Человек первый раз на работе. Ему дают какое-то задание, чтобы потом выставить в смешном свете.
Или: молодого человека сразу ставят руководителем. Старые работники что-то устроят. Не потому, что они вредные, а хотят защитить свой статус – старого работника.
|
12. Борьба за власть. Кто вступает: представитель власти и повстанец.
Что происходит: партизанская война. |
16. Регули-руемая борьба за власть.
Кто вступает: охранник-заключенный.
Например, приказ идти в ногу, повернуться лицом к стене. |
В школе может встретиться 12. Борьба за власть; 2. Мать-дитя; 5. Братство; 9. Решение проблем (но учителю нужно постараться); 6. Защита; 13. Организованное сотрудничество; 14. Иерархическая организация; 4. Садомазохизм (учитель ненавидит ученика, ученик отвечает ему взаимностью). Вывод: в образовании встречаются все 16 типов отношений.
Если отношения будут равными и сотрудническими, они будут неформальными скорее всего. Они перерастают в неравные: если люди не хотят формально общаться, но хотят четкого распределения обязанностей, кто-то берет на себя распределение обязанностей и становится лидером. Либо отношения перерастают в неформальные.
*Платон мне друг, но истина дороже. Сказал Аристотель. У Платона и Аристотеля была разница в возрасте 42 года.*
Варианты сотрудничества учителя и ученика.