Педагогические ситуации. Отвлеките внимание от себя!
А. Введите в ситуацию выдуманное третье лицо
• Этот прием просто великолепен в том случае, когда недруг выкрикивает о вас всякие небылицы, привлекая внимание окружающих.
Студента сделала в реферате опечатку, написав, что Моцарт австралийский композитор. На упреки учителя:
– Кто вам сказал, что Моцарт – это австралийский композитор?! Какой ужас! Кто вам сказал такую глупость?! (Студентка отвечала фразами, в которых фигурировало виртуальное третье лицо.)
– Да ведь это у вас написано в реферате!
– Кто вам сказал такое?!
– Да вы, вы!
– Ничего подобного! Откуда вы это взялu?! – отпиралась студентка, даже не думая смущенно склониться над рефератом, чего так жаждал преподаватель.
– Да вот, вот здесь!
Б. Откажитесь от связной речи
• «Видите ли, – объясняет старушке женщина, – для вас она хорошая, чтобы погладить, а для кого-то хорошая, чтобы шапку из нее сшить». «Как?! – кричит на весь двор старушка с притворным ужасом. – Неужели вы ее уничтожите? Неужели у вас поднимется рука на такое беззащитное создание?!» (Я намеренно выделяю во всех фразах глаголы, поскольку именно они подскажут, как ответить). Поняв, наконец, что бабка просто развлекается, хозяйка собаки начинает защищаться, потому что видит, что на нее уже с любопытством смотрят прохожие:
– Кто кого уничтожит?! У кого поднимется рука?! На чтó?! (Перевод центра внимания окружающих на несуществующее третье лицо.)
– На вас! Ведь вы держите собаку только для того, чтобы сделать из нее шапку!
– А вы что, сами держите собак, чтобы делать из них шапки? – возвышает голос хозяйка щенка. (Женщина прицепилась к глаголу, чтобы «приклеить» действие, которое приписал ей агрессор, ему самому.) – Откуда у вас такой интерес к собакам и шапкам из собак? Что вам вообще надо от моей собаки?
• Вы каждый день заговариваете с незнакомыми людьми на улице или только по четвергам? (Это разновидность приема «Поставить перед агрессором зеркало», когда, чтобы подчеркнуть ненормальность поведения человека, его действия гипотетически переносятся в другое время или место.)
В. Говорите не о себе, а о людях вообще
•Если вы хотите сделать замечание, надо упомянуть в нем лишь о действиях агрессора и умолчать об объекте, на который эти действия были направлены. Нельзя: «Неужели ты пришел сюда только для того, чтобы надо мной смеяться?» Надо: «Ты пришел сюда острить?».
• «На каком основании вы задаете людям (не говорите «мне!») такие вопросы?» (например, о разводе), переводя центр внимания окружающих с себя на личность работодателя.
Например, если вам нахамил продавец, не говорите: «Кто вам дал право кричать на меня?» Скажите: «Кто вам дал право кричать на покупателей!» Этот прием можно назвать «искусственным увеличением количества пострадавших».
Г. Реконструируйте действия агрессора
Ваша цель – не сосредотачиваться на смысле оскорбления (это заставит вас мгновенно увязнуть в собственных переживаниях), а представить то действие, которое совершает ваш противник. Если в оскорбительных фразах содержатся глаголы (особенно обозначающие визуально представимые действия) – это хороший повод придраться к такому глаголу-действию, чтобы приписать его противнику.
– Скажите, пожалуйста, маэстро, не кажется ли вам очень скучным всю жизнь ничего не делать и только сочинять музыку?
– Да, немного скучно, – согласился композитор, – но думаю, что еще хуже всю жизнь ничего не делать и только слушать то, что я сочиняю!»
Тот же прием виден и в диалоге, приписываемом Анатолию Чубайсу и Борису Березовскому:
«Всего вам, Борис Абрамович, Бог дал: ума, богатства, а вот волос не дал. Как же так? Несправедливо!» – «Да он предлагал, но рыжие. Я отказался».
– Ну вот, свет науки погас, – не то сострил, не то позлорадствовал священник.
– В руках церкви это случалось не раз, – ответил ученый».
Д. Спросите: «Это вопрос, утверждение или указание?»
На курсах повышения квалификации вела женщина-режиссер. Она говорила с непонятной интонацией – то же одобряла, то ли осуждала, то ли предлагала осудить. «Это что... Это попугай... Так выглядит его поза...» В целом интонация режиссера была больше похожа на вопросительную, но вопросы в привычном понимании отсутствовали. Когда режиссер произнесла очередную фразу-загадку, кто-то не выдержал и спросил: «Мы не понимаем: вы спрашиваете, утверждаете или даете указание?» Режиссер смутилась, и уже через минуту заговорила как нормальный человек. Судя по тому, как быстро она сумела перестроить свою речь, ее странная манера общения была сознательной, ей действительно нужно было смутить слушателей.