Дидактика как теория образования и обучения
- Предмет и задачи дидактики
- Основные понятия дидактики
- Основные дидактические концепции
- Концепция развивающего обучения
Вопросы образования и обучения интересовали людей с тех времен, как только появились первые образовательные учреждения (или еще раньше). Но лишь с 1917 г. вопросы образования и обучения стали вопросом серьезного исследования. «Артехия или искусство воспитания» – трактат, в котором впервые используется слово дидактика. В трактате описан опыт Ольбана Радхи по организации процесса воспитания. Им одним из первых была введена классно-урочная система. В дальнейшем термин дидактика стал использоваться широко, что связано с Амусом Коменским, его трактатом «Великая дидактика».
Предмет и задачи дидактики
Дидактика изучает содержание образования и обучения, изучает и разрабатывает методы и организационные формы обучения. Дидактика отвечает на вопросы - чему учить и как учить. Также исследует проблемы кого учить, когда учить, для чего учить, где учить. Но данный перечень вопросов не полон. Занимается также вопросами самообразования, отношений педагога и учащегося.
Определение: Дидактика – это раздел педагогики, изучающий теории и научные основы обучения и образования.
Предметом дидактики является процесс образования и обучения, взятый в целом, а именно: его цели, содержание, закономерности, принципы, формы и методы организации, а также результаты, к которым он приводит.
Источники –
- история педагогики;
- психология (Помогает ответить на вопросы, как учить; многие принципы обучения основаны на психологии. Например, принцип наглядности - психологии известно, что основная информация получается нами через зрение – около 90 % информации);
- физиология;
- философия (цели обучения, методы обучения – опираются на вопросы логики в философии);
- кибернетика (обучение – процесс управления познавательной деятельностью детей, а любое управление относится к кибернетике, поэтому в педагогике много кибернетических терминов, например, прямая и обратная связь; обосновывает многие методы – программированное обучение)
Дидактика не моно дисциплина, а делится на разные подразделы: общая и частная дидактика. Общая дидактика изучает обучение по всем предметам и на всех уровнях учебной работы. (имеются в виду возрастные уровни). Она годится для любых предметов и любых возрастов. Это основа. Частная дидактика – методика преподавания информатики, математики, дидактика начальной школы, дидактика высшей школы и т.д.
Мы изучаем общую дидактику – основу всех частных методик.
Откуда возник термин дидактика? «Дедактос» (греч.) – поучающий, «Дедаска» – изучающий. От этих греческий слов пошло название дидактика. Впервые употребилось в 1613 году в «Артихеи» (см. выше). Внедрил термин Янус Коменский в «Великом трактате». Сначала термин обозначал теорию обучения и образования. У Каменского рассматривалось под дидактикой также воспитание. Но позднее дидактикой стали описывать только обучение и образование.
Кто развивал теорию обучения и образования
- И.Ф. Гербарт (1776-1848) (Германия);
- И.Г. Пестолоции (Швейцария);
- Адольф Дистервег (19 в.) (Германия);
- Д. Дьюи (1859-1952) (Америка) – создал прогрессивистскую систему обучения (в центре обучения ребенок, а не педагог). Эта система противоположна традиционной.
Вклад внесли и русские педагоги:
- Ушинский Константин Дмитриевич;
- Каптерев Петр Федорович (дидактические очерки) – внес в педагогику знания по психологии (все обосновано объективными психологическими знаниями);
- Выгодский;
- Талызина;
- Минчинская;
- Гальперин.