Организация самостоятельной работы школьников на уроке.
Сущность самостоятельной работы
Сущность самостоятельной работы предусматривает:
- косвенное руководство преподавателя деятельностью школьников, исключающее его непосредственное участие в этой работе;
- наличие цели самостоятельной работы, конкретного задания;
- специально отводимое время для выполнения работы;
- оформление результатов в той или иной форме;
- сознательное и активное стремление учащихся к достижению поставленной цели;
- умственное напряжение, преодоление встающих на пути трудностей.
Т.е. самостоятельная работа - специфически организационная форма обучения.
Виды самостоятельных работ.
- По степени самостоятельности учащихся.
1. Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу.
Это могут быть упражнения по образцам и алгоритмам с целью формирования вычислительных навыков, решения простейших типовых задач, составления таблиц, схем, построения элементарных чертежей.
2. Реконструктивно-вариативные.
Например, варианты А, Б, В, Г по теме «Уравнения». В заданиях А, Б показаны образцы решения уравнений. Выполнение заданий В и Г требует от ученика более высокого уровня самостоятельности, а задание Г — нестандартного подхода, сообразительности, т. е. содержит элементы творчества.
3. Творческие (исследовательские). Например:
а) решение задачи и доказательство теоремы нестандартным, новым для ученика способом;
б) решение задач несколькими способами;
в) составление задач, примеров самими учениками;
г) математические сочинения (например на тему: «Где в жизни мы встречаемся с дробями»; сочинения могут быть в форме сказок);
д) доклады учащихся и другие виды деятельности.
Пример задачи с элементами творчества.
1. Вертолет преодолел расстояние между городами в 510 км при попутном ветре за 3 ч, а при встречном ветре за 4 ч.
Поставьте вопрос и решите задачу.
К этой задаче ученики могут поставить два вопроса:
1) Какова скорость ветра?
2) Чему равна собственная скорость вертолета?
2. Классификация самостоятельных работ по цели применения
- приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания. Осуществляется на основе работы с учебником, выполнения наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера.
- закрепление и уточнение знаний. Достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных.
- выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач. Осуществляется с помощью решения задач различного вида, решения задач в общем виде, экспериментальных работ и т.д.
4) формирование умений и навыков практического характера;
5) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации. Достигается при написании сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых способов решения задач.
- По степени индивидуализации: общеклассные, групповые, индивидуальные.
- По источнику знаний и методу.
А) работа с учебником.
Математический текст представляет особые трудности для понимания. Поэтому важно учить уже с 4 класса умению понимать математический текст: анализировать, отвечать на вопросы, выделять основные части текста, формулировать к ним вопросы и т. д. В связи с этим в практике опытных учителей математики применяются, например, такие задания по работе с теоретическим материалом учебника:
а) работа с определением; чтение определения (такое задание предполагает последующее обсуждение определения понятия);
б) пересказ прочитанного по плану;
в) ответы на вопросы;
г) чтение текста, выделение главного в тексте;
д) чтение текста и составление плана;
е) составление таблиц, схем, графиков на основе материала, представленного в учебнике.
Б) работа со справочной литературой. Здесь могут быть даны следующие задания:
а) выборочное чтение, наведение справок;
б) сопоставление знаний, полученных из источника, с усвоенными ранее;
в) ознакомление с новым методом решения задачи, доказательством теоремы;
г) расширение кругозора по теме: подготовка докладов, аннотаций статьи и др.
В) решение и составление задач;
Г) учебные упражнения;
Д) сочинения и описания;
Е:) задания по схемам, чертежам, графикам.
Самостоятельные работы могут быть устные (например, на устный счет) и письменные, классные и домашние.
Основные дидактические требования к организации самостоятельной работы школьников на уроке
Основные дидактические принципы к организации самостоятельной работы
- доступность и систематичность,
- связь теории с практикой,
- принцип постепенности в нарастании трудностей,
- принцип творческой активности,
- принцип дифференцированного подхода к учащимся.
Основные дидактические требования к организации самостоятельной работы
- Целенаправленный характер самостоятельной работы. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.
Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.
2.Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся.
3.Необходимо сформировать простейшие навыки самостоятельной работы: ученики должны уметь выполнять схемы и чертежи, делать измерения, решать несложные задачи. Эти навыки имеют важное значение для формирования более сложных навыков и умений.
4.Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.
5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.
6.Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.
7.Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс.
8.При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.
9.При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы