Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 31
Гостей: 31
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Организация самостоятельной работы школьников на уроке

Организация самостоятельной работы школьников на уроке.

 

Сущность самостоятельной работы

 

Сущность самостоятельной работы предусматривает:  

- косвенное руководство преподавателя деятельностью школьников, исключающее его непосредственное участие в этой работе;

- наличие цели самостоятельной работы, конкретного задания;

- специально отводимое время для выполнения работы;

- оформление результатов в той или иной форме;

- сознательное и активное стремление учащихся к достижению поставленной цели;

 - умственное напряжение, преодоление встающих на пути трудностей.

 

Т.е. самостоятельная работа - специфически организационная форма обучения.

 

Виды самостоятельных работ.

 

  1. По степени самостоятельности учащихся.

1. Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу.

Это могут быть упражнения по образцам и алгоритмам с целью формирования вычислительных навыков, решения простейших типовых задач, составления таблиц, схем, построения элементарных чертежей.

 

2. Реконструктивно-вариативные.

Например, варианты А, Б, В, Г по теме «Уравнения». В заданиях А, Б показаны образцы решения уравнений. Выполнение заданий В и Г требует от ученика более высокого уровня самостоятельности, а задание Г — нестандартного подхода, сообразительности, т. е. содержит элементы творчества.

 

3. Творческие (исследовательские). Например:

а) решение задачи и доказательство теоремы нестандартным, новым для ученика способом;

б) решение задач несколькими способами;

в) составление задач, примеров самими учениками;

г) математические сочинения (например на тему: «Где в жизни мы встречаемся с дробями»; сочинения могут быть в форме сказок);

д) доклады учащихся и другие виды деятельности.

 

Пример задачи с элементами творчества.

1. Вертолет преодолел расстояние между городами в 510 км при попутном ветре за 3 ч, а при встречном ветре за 4 ч.

Поставьте вопрос и решите задачу.

К этой задаче ученики могут поставить два вопроса:

1) Какова скорость ветра?

2) Чему равна собственная скорость вертолета?

 

2. Классификация самостоятельных работ по цели применения

  1. приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания. Осуществляется на основе работы с учебником, выполнения наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера.

 

  1. закрепление и уточнение знаний. Достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных.

 

  1. выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач. Осуществляется с помощью решения задач различного вида, решения задач в общем виде, экспериментальных работ и т.д.

 

     4) формирование умений и навыков практического характера;

 

  5) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации. Достигается при написании сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых способов решения задач.

 

  1. По степени индивидуализации: общеклассные, групповые, индивидуальные.

 

  1. По источнику знаний и методу.

А) работа с учебником.

Математический текст представляет особые трудности для понимания. Поэтому важно учить уже с 4 класса умению понимать математический текст: анализировать, отвечать на вопросы, выделять основные части текста, формулировать к ним вопросы и т. д. В связи с этим в практике опытных учителей математики применяются, например, такие задания по работе с теоретическим материалом учебника:

а) работа с определением; чтение определения (такое задание предполагает последующее обсуждение определения понятия);

б) пересказ прочитанного по плану;

в) ответы на вопросы;

г) чтение текста, выделение главного в тексте;

д) чтение текста и составление плана;

е) составление таблиц, схем, графиков на основе материала, представленного в учебнике.

 

Б) работа со справочной литературой. Здесь могут быть даны следующие задания:

а) выборочное чтение, наведение справок;

б) сопоставление знаний, полученных из источника, с усвоенными ранее;

в) ознакомление с новым методом решения задачи, доказательством теоремы;

г) расширение кругозора по теме: подготовка докладов, аннотаций статьи и др.

 

В) решение и составление задач;

Г) учебные упражнения;

Д) сочинения и описания;

Е:) задания по схемам, чертежам, графикам.

 

Самостоятельные работы могут быть устные (например, на устный счет) и письменные, классные и домашние.

 

Основные дидактические требования к организации самостоятельной работы школьников на уроке

 

Основные дидактические принципы к организации самостоятельной работы

  1. доступность и систематичность,
  2. связь теории с практикой,
  3. принцип постепенности в нарастании трудностей,
  4. принцип творческой активности,
  5. принцип дифференцированного подхода к учащимся.

 

Основные дидактические требования к организации самостоятельной работы

  1. Целенаправленный характер самостоятельной работы. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.

Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.

2.Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся.

3.Необходимо сформировать простейшие навыки самостоятельной работы: ученики должны уметь выполнять схемы и чертежи, делать измерения, решать несложные задачи. Эти навыки имеют важное значение для формирования более сложных навыков и умений.

4.Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.

 

5.  В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.

 

6.Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.

 

7.Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс.

 

8.При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.

 

9.При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы

 

Воспитание сознательной дисциплины на уроке

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.