Закономерности онтогенетического развития
Селерьцов показал, что имеется неравномерное развития всех органов и систем.
Например, масса мозга у 3-х летнего ребенка равна массе мозга взрослого человека. Но извилин, конечно, мало. Все-таки, к 3-х летнему ребенку относитесь с уважением (секреты не рассказывать при маленьких детях), т.к. ребенок уже все понимает и имеет в словаре 1.5 тыс. запаса слов.
Все еще зависит от того, какая функция выполняется. Поэтому какие-то органы развиваются быстрее или медленнее. Осуществляется принцип минимального обеспечения функций. Развитие в ранние сроки – это гетерохромия развития.
Маркосян говорил о надежности систем. Возьмем половую систему. Девочка рождается, у нее 1.5 млн. яйцеклеток, а расходует только 600. Это сделано для того, чтобы человеческий род не угас. Обеспечивается надежность.
Надежность систем проходит несколько этапов развития. На самых ранних этапах жизни она обеспечивается жесткими связями в организме (генетически детерминированными связями). Важная функция – сосание. Родился ребенок, через 2 часа уже сосет. Приспособился к новым условиям. Внутриутробно была другая жизнь.
В процессе развития все большую роль приобретают временные, пластичные связи. После рождения – какая связь: стимул, реакция. 2 года жизни – более высокие уровни развития, этой иерархической системы. Надежность обеспечивается дублированием элементов. Кровообращение, к примеру. Один сосуд закрылся, есть другие обходы. В сердце обходов нет, т.е. если один сосуд закрылся, то инфаркт. При поступлении в школу: развивается многоуровневая иерархическая система функций (система для выполнения какой-то задачи). Это приводит к совершенствованию управления всеми функциями в организме в процессе приспособления к окружающей действительности.
Разработана возрастная периодизация. Варшавский считает, что в основу возрастной периодизации нужно положить наиболее важные функции. Периоды он выделяет: неонатальный - ребенка вскармливают молоком (первые 8 дней жизни). 2-ой период – первые 5-6 месяцев: лактотрофная форма питания – молоко матери. 6- 12 месяцев -– лактотрофная форма питания + прикорм. Ясельный возраст (1-3 года) – осваивается речь, бег, ходьба.
Аршавский придавал очень большое значение двигательной деятельности. Он подверг критике энергетическое правило Рублера. Главное для развития организма – это движение. Энергетическое правило скелетных мышц. Движение развивает не только мышцы, но и мозг. Пусть маленькие дети бегают, не надо отдыхать, у них при беге мозг развивается. Показано, что интенсивность обмена в организме зависит от функционирования скелетных мышц, от их функций. Конечно, в процессе жизни ребенка увеличивается роль центральной нервной системы в приспособлении к внешним фактам.
Выгодский говорит о важности психических хар-ок ребенка в процессе периодизации.
Леонтьев и ЭлькОнин придавали важную роль ведущей деятельности.
Тут постоянное происходит приспособление, изменение функциональной системы в процессе жизнедеятельности ребенка.
Выделены качественные морфофункциональные изменения в жизнедеятельности ребенка.
От 3-4 до 5-6 лет.
От 7-8 до 9-10.
Подростковый период – 2-я и3-я фаза полового созревания. Там сильные изменения в организме (обмен, ЦНС, во всех органах системы).
Выделены критические периоды в жизни ребенка.
1)Этап раннего постнатально развития (родился он, ему нужно приспосабливаться к новым условиям жизни, которые сильно отличаются от прежних условий жизни). Первые часы жизни ребенок наиболее близок к смерти, но ничего - он быстро приспосабливается.
2)Начало обучения, пошел в школу – другая социальная обстановка.
3)Пубертатный период, половое созревание (12-16 лет). Хотя у мужчин половое созревание заканчивается в 40 лет.
Что в пубертатном периоде происходит? Изменяется функция надпочечников системы в связи с половым созреванием. Повышается функция коры надпочечников, половых желез, обмен веществ повышается.
Происходит несоответствие требований, снижение эффективностей центральных регуляторных механизмом (был отличником, вдруг ничего не соображает). М.б. отклонения в здоровье, поведении. Критические периоды обусловлены как интенсивными многофункциональными изменениями, так и усложнением взаимодействий внутренних и внешних социальных факторов.