Проектная деятельность
Каким детям нужны проекты? Для начальной школы могут быть мини-проекты для того, чтобы ребята научились добиваться поставленной цели (проект не более чем на несколько занятий). Например, посещение дарвинского музея. Мы задумались, а всегда ли на земле жили такие животные, которые живут сейчас. И спросили об этом нашу учительницу. Какой это этап проектной деятельности? Это анализ ситуации. Преподаватель сказал, что в школьной программе этого нет, но можно поискать. Дети пошли в дарвинский музей. Далее рассказывают, что они узнали в этом музее, что рассказали дома. Сколько времени у них ушло? Один урок они это проектировали. Вместо второго урока они сходили в дарвиновский музей. Если у них что-то не получается, то к ним на помощь приходит учитель. Такой вариант, когда ученики все делают, а учитель-консультант, это бывает редко. Это либо совместное творчество, либо проблемное задание. Учитель страхует. Рассказывает, с какого ракурса нужно снять животное. Какой будет комментарий к фотографии? Потом дети все это сняли и делали еще 2 проекта. Т.е. проекты очень кратковременны, направлены на получение конкретных знаний, идет под руководством учителя.
А подросткам нужен проект? Подросткам нужно чувство взрослости, самостоятельности. Подросток хочет сам делать и определять, что он делает. К тому же подросток хочет искать смысл деятельности: а зачем мне это надо. Проектная деятельность в подростковом возрасте очень важна.
Какие это могут быть проекты? Екатерина Николаевна Поливанова написала книжку «Проектная деятельность школьников». Проанализировав ВП она пишет, что «стержнем подросткового возраста является становление идентичности, т.е. становление собственного целостного я. Большинство исследователей сходятся в том, что для понимания содержания подросткового возраста структурообразующую роль играет процесс самоопределения. Задачи подросткового возраста связаны с проблемой полагания собственной личности в мир, основные отношения которой исследуются, апробируются в подростковом возрасте – это я, мое место в мире, мир и мое я. Стержневой интерес подросткового возраста удовлетворяется через эксперимент со своим я, через выстраивание связей я с миром вокруг.
Механизм экспериментирования:
Во-первых – действие, которое совершает подросток.
Во-вторых – пространство, в котором это действие можно увидеть.
В-третьих – тот “экран или зеркало”, в котором это действие становится видно самому подростку.»
Какое действие совершает подросток? Для подростка мысль уже является действием. Жан Пиаже писал, что подростки проходят через этап, когда приписывают неограниченную силу своим мыслям, и мечты об изменении мира с помощью идей кажутся им не только фантазиями, но и действиями, которые сами по себе изменяют мир. Поначалу подросток даже не проверяет истинность своих идей и не имеет возможности их проверить.
Более продуктивный вариант – это действие, которое реально изменяет ситуацию, и сам действующий видит, как его действие связывается с изменением ситуации. Деятельность, в которой происходит испытание связи действия и его последствия, называется проектная деятельность.
Поэтому для подросткового возраста проектная деятельность - это очень актуально.