Характеристика принципов обучения
Дадим краткую характеристику принципов:
Принципы обучения (система классических принципов):
1)Принцип наглядности – сформулирован Яном Коменским. Сформулирован в «Золотом правиле дидактики». Эффективность обучения зависит от привлечения органов чувств к восприятию и переработке информации. Требует привлечения учителем чувств учеников для обработки информации (через слух – 9 % информации получаем; через зрение – 90 % информации, остальные органы чувств – не более 1 %). Коменский говорил, что осязаемое надо учить через осязание, видимое через зрение. Виды наглядности:
1.Естественная наглядность – это вид наглядности, который знакомит учащихся с реальными объектами. Пример из начальной школы: как меняются времена года, какие изменения происходят изменения в природе –дерево рядом с бойлерной было зеленым, хотя вокруг все деревья были желтые, т.е. дереву хватало тепла. Или: изучать животных в зоопарке.
2.Экспериментальная наглядность – это знакомство с теми или иными процессами на основе эксперимента. Что такое электричество – объяснение через динамомашину; эксперименты по химии.
3.Объемная наглядность – это макеты, муляжи, геометрические тела.
4.Картинно-динамическая (или картинная) наглядность – такая наглядность присутствует на практически любом уроке. Это разнообразные иллюстрации, плакаты, репродукции, технические средства обучения: слайды (на интерактивной доске), диафильмы (раньше).
5.Звуковая наглядность – на уроке музыки, на уроке литературы или истории могут поставить запись, когда Есенин читает свои стихи.
6.Смешанная аудиовизуальная наглядность – кино, видео, видео - кино.
7.Символическая наглядность – карты, чертежи, диаграммы, графики.
Современное понимание наглядности намного шире. Что надо знать, чтобы принцип наглядности выполнялся, чтобы наглядность выполняла позитивную роль. С возрастом должна уменьшаться доля наглядности, должны меняться ее виды: естественная наглядность уступает место символической наглядности. Если будем злоупотреблять наглядностью, будем тормозить развитие абстрактного мышления. Каждое использование наглядности должно быть оправданным (наглядность ради наглядности не должно такого быть). Так, висит карта – ни одного раза не обратились к карте, а внимание детей отвлекает. Должно быть то, что используется на уроке на доске.
Функции наглядности:
a)Источник информации.
b)Средство иллюстрации.
c)Средство создания проблемной ситуации (для демонстрации понятия рычага: хрупкая девушка и сильный юноша пробуют открыть дверь в разных местах, и юноша не может открыть дверь, а девушка открывает; это или экспериментальная, или естественная наглядность).
d)Наглядность, как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Необходимо использовать только качественные наглядные пособия. Не должно быть ничего, чтобы рассеивало бы внимание учеников, ничего лишнего, основные детали должны быть выделены; не надо слишком много красок.
У детей младшей школы внимание стихийно. Надо следить за тем, чтобы наглядность не отвлекала.
Полезно привлекать учащихся к созданию наглядных пособий.
Наглядность не тождественна понятию зрительный образ или даже чувственное восприятие. Должно быть два условия: 1) наглядность должна быть чувственно воспринимаемой и 2) должна быть понятна учащемуся.
А как быть, когда нужно сформировать отвлеченные понятия (добро, зло, патриотизм) – через пример. Слово учителя – средство наглядности.
2)Принцип сознательности и активности в обучении – это требование активной роли личности школьника в процессе обучения. Усвоение должно быть активным, осмысленным. Обучение должно способствовать проявлению интереса к учебе у детей. Учащиеся должны осознавать цели и задачи обучения, важность и необходимость получения знаний. (Чтобы обучение шло сознательно и активно). Развитие общеучебных навыков способствует реализации этого принципа.
Назовем основные средства активизации познавательной деятельности учащегося (как сделать так, чтобы обучение было сознательным и активным):
1.Внутренние (вызывают внутреннюю активность)
a)Разнообразные вопросы (на сопоставление, сравнение, приводящие к противоречию) – вопросы проблемного характера. Например, вопрос проблемного характера в педагогике – как объяснить тот факт, что большинство великих педагогов (Ушинский, Макаренко, Шацкий) не хотели изначально работать педагогами; или те, кто были сначала педагогами (Гегель), перестали заниматься педагогической деятельностью.
b)Самостоятельное применение знаний – пример: сделать макет прямоугольного параллелепипеда. Лабораторная работа – измерение сторон параллелепипеда, измерение объема и площади. Активность повышается.
c)Проблемное обучение в самых разных видах и формах.
d)Творческие самостоятельные работы.
e)Задания на выбор, которые соответствуют познавательным интересам учащихся. Пример, стихотворение на выбор.
2.Внешние
a)Разнообразие форм и методов обучения, используемых на уроке. Каждый урок надо начинать по-разному. (книга Огнева «Спасибо за урок, дети»).
b)Использование разнообразных соревнований, игр (кто быстрее, кто лучше, кто больше способов предложит), коллективная работа, групповая работа.
3)Принцип научности
а) содержание должно соответствовать той или иной дисциплине, отражать состояние науки, мы должны использовать правильные термины, не упрощать материал в ущерб науке (например, сокращение – это когда числитель и знаменатель вычеркиваются; надо: это когда числитель делятся на одинаковое число).
б) Должны знакомить с методами науки (химия – проведение опытов; математика – док-во от прямого, от противного).
4)Принцип доступности
а) предполагает учет особенностей и развития учащихся, их учебных возможностей. Обучение должно вестись на оптимальном уровне трудности для учащихся. Мы должны вести обучение в интеллектуальном напряжении, но без интеллектуальных и психических перегрузок.
б) Должны использовать оптимальные способы подачи материала (от простого к сложному, от легкого к трудному, от неизвестного к известному, от фактов к систематизации). Когда материал становится недоступным: «сделайте сами», «аналогично предыдущему», «очевидно, что». Для преподавателя очевидно, а для учеников не очевидно. Остальные принципы хорошо описаны в любом учебнике.
5)Систематичности и последовательности – когда все дается в системе, то оно запоминается лучше и работает на принцип прочности. Система должна быть и в построении курса (выделить базисные знания – без чего нельзя усвоить основное; на этом – выстраивать все остальное), и в построении урока, и в построении всех знаний (меж предметных связей).
6)Принцип гуманистической направленности (необязательный, в классической системе нет) – обучение детей без физических и психических перегрузок. Он заложен, как правило, в других принципах.
7)Принцип единства обучения и воспитания.
8)Принцип прочности.
9)Принцип связи теории с практикой.