Риторический канон
Возник в глубокой древности, в античные времена. Риторический канон состоит из 5 элементов. «Риторическая рука» - учебник 17-го века русский. Каждый палец – элемент риторического канона.
Первый этап канона – инвенция (или изобретение). Чтобы о чем-то говорить, нужно придумать, о чем говорить. Для этого изобрели места общие, которые называют топосы. Например, задание – расскажи про кошку. Начать надо с определения, что такое кошка. Есть топос, как дать определение. Чтобы понять, чем твоя кошка отличается от других, надо ее сравнить. Есть такой топос – сравнение. Чтобы узнать про кошку, что она делает, используется топос описание. Чтобы рассказать более подробно о кошке, понятно, что из действие есть некое следствие. Поэтому есть топос следствия. Если так кошка делает, значит, тому есть какая-то причина, поэтому есть топос причины.
У риторики Аристотеля выделено 46 топосов. Топосы постепенно менялись. У риторики Кошанского (учитель Пушкина) – уже 24 топоса. Постепенно обучение по топосам утратило значение. Но иногда это полезно знать.
Второй этап – диспозиция (расположение). Если собрал материал, его надо как-то расположить. Как? - дедуктивным или индуктивным способом. Были целые жанры, которые требовали особого расположения. В древности был жанр рассуждения (назывался хрия); он строился по строгим 8 правилам.
Третий этап – элокуция (цветы красноречия). Здесь идут фигуры речи (как украсить). Средства выразительности распадаются на тропы и фигуры речи.
Четвертый этап – мемория (запоминание).
Пятый этап – акцио (речевое действие), т.е. произнесение.
До 20 века риторический канон был ограничен этими 5 элементами. Но завоевания 20 века говорят, что невозможно обучиться только при помощи этих 5 этапов. Последний этап любой деятельности – этап контроля.
Шестой этап – этап рефлексии. Важна рефлексия не только конечная, но и текущая. Каждый этап нужно обдумать.
Задание в к/р
А. Нужно привнести средства выразительности. Указать, какие именно средства выразительности я употребляю. Это как бы раскрашивание. Цвет нельзя называть – зеленая, коричневая. Нужно: изумрудная, похожая на заводную игрушку.
Лягушка прыгала по лугу.
Украшают очень риторические вопросы, обращения, восклицания. Риторическое обращение: «дражайшие мои друзья», «солнышко мое». Риторическое – то, что воздействует на наши чувства. Здесь важна эмоциональная сторона.
Б. Или: нужно подчеркнуть средства выразительности; указать, что это за средства выразительности.
В. Может быть стихотворение. В нем требуется указать средства выразительности. Все стихотворение может быть построено на развернутой метафоре. Например, когда Маяковский на чай пригласил солнце. Гипербола: в 140 солнц закат пылал.
Далее: может быть – продолжи стихотворение 1-2 строками. Но: если у Маяковского не в рифму, не обязательно д.б. в рифму. Строфа – это четверостишие, пятистишие.
Оксюморон: сладкая соль, горячий снег, живой трупп. Это соединение несоединимого. Если не помнишь прием, пиши, что этот прием построен на том-то, том-то.
Бонусные баллы: можно использовать в одном предложении разные средства выразительности.