Педагогические ситуации. Высмеивание агрессора
А. Забор.
• Спасибо, вам не стоит об этом беспокоиться».
• Пожалуйста, не беспокойтесь из-за наших дел, мы сами разберемся».
• «Пожалуйста, не стоит уделять столько внимания...»
• Простите, но ваша доверительность меня смущает».
• Простите, но разве это ваше дело?» Не говорите: «Не ваше дело» – это звучит куда более грубо, а также избегайте формулировки «Это мое дело», поскольку она привлекает внимание к вашей персоне (переводит центр внимания окружающих на вашу персону), а не к поведению вашего противника.
Б. Поставить над агрессором начальника
• «На каком основании вы задаете мне эти вопросы?», «На каком основании вы меня экзаменуете?». Такие «бюрократические» ответы звучат не совсем понятно и обычно вызывают замешательство.
• «В Библии сказано: «Не судите, да не судимы будете». Вы хотите это оспорить? На каком основании?»
• «Это уж Бог рассудит. Или вы хотите возложить на себя его функции?» Переадресация «к Богу» – очень сильный прием.
На случай, если нападающий – законченный хам, использующий нецензурные выражения, можно использовать более грубые варианты этого типа защиты:
• «Вам кто-то сказал, что вы умная, или вы сами так решили?»
• «Кто вам поручил задать мне этот вопрос?», «Кто вас уполномочил...», «Кто вас просил меня экзаменовать?» (или «Кто вам поручил сделать в отношении меня то-то и то-то?»). «Никто, – скажет агрессор, – я сам задаю тебе этот вопрос». В ответ на это вы задаете ему встречный вопрос: «А вы кто?» или «На каком основании вы меня спрашиваете об этом?».
• Один из вариантов приема «Поставьте над агрессором начальника» – представление самого себя в качестве такого начальника: «Я не разрешаю вам так со мной разговаривать».
• Однако, если хама явно невозможно унять, надо применить противоположную тактику: покровительственно разрешить ему вести себя так, как ему будет угодно: «Спасибо на добром слове. А сами-то вы как называетесь?»
В. «Почему господин N. не обратится ко мне лично?»
Для людей, которые любят говорить за других.
«Об этом вопросе мы поговорим с тем человеком, интересы которого были затронуты, но не с вами»
Г. «А вы кто?..» Пресекайте попытки поучать вас от имени авторитетов!
– Вступить в комсомол должен каждый нормальный школьник, потому что так положено в нашем государстве. Тебе ведь известно, что мы живем в социалистическом государстве? – наступал комсорг.
– А ты какое имеешь право говорить от имени социалистического государства? Ты что, Маркс, Энгельс, Ленин? Если я наношу какой-то ущерб государству, пусть оно меня и накажет, но ты-то здесь при чем?
Д. «Вы такой храбрый не со всеми!»
• «А со своими друзьями (мужем, начальником, соседями) вы тоже так разговариваете? И как они на это реагируют?»
• Перенесите ситуацию в другое время и другое место: «Вы всех так экзаменуете?», «Вы везде занимаетесь допросами?», «Вы всегда говорите с такой покровительственной интонацией?».
• Ой, бабушка, смотрите! – воскликнули мы. – Вон дяденька курит! Давайте вы лучше его повоспитываете!»
• Покричи-ка лучше дома на своего отца.
Педагогические ситуации. Опишите действия агрессора как картинку