Информационные и коммуникационные технологии в образовании
План курса
Современные школы оснащены компьютерами. Есть много образовательных ресурсов, которые используют учителя.. Учащимся стали доступны ресурсы инета дома и в учебном заведении. В некоторых школах используют электронные журналы.
Информатизация образования по двум направлениям:
- Как использовать инф. технологии в обучении.
- Как можно использовать инф. технологии при составлении расписания, при ведении журналов, организации портфолио учителей.
Учителя должны знать инф. технологии для использования на уроках или повышения квалификации.
Приходя из вуза в школу, будут требовать от молодого специалиста обладать определенной информационно-комуникационной компетентностью. Должны знать инф. технологии, знать их возможности, уметь с ними работать, применять в пед. деятельности.
К примеру:
В каждом кабинете – интерактивная доска, комп, проектор (автоматизированное рабочее место учителя). Требования к учителю – умение всем этим пользоваться (к каждому учителю, не только к информатикам.)
Нужно повышать разряды, выходить на конкурсы. Требования к конкурсам - нужно показать, как пользоваться инф. и коммуникац. технологиями (это м.б. проект в рамках д/з и т.д.) Но: не на все уроки (или этапы урока) можно включать ИКТ. Прежде всего, цель урока.
Если мы говорим о деятельности учителя, то она складывается из след. аспектов:
1) Подготовка материалов к занятиям;
2) Планирование;
3) Учебный контроль;
4) Разработка методических материалов.
1) Что такое подготовка материалов к занятиям. Это, прежде всего, раздаточные материалы. Например, в текстовом виде. К примеру, нужно сделать короткие самостоятельные работы на весь класс на много вариантов. Проблемы – создать работу; сделать много копией.
Так, тему прошли – можно дать какое-то задание из ЕГЭ. Можно собрать задания в блоки и скомпоновать все на автомате.
Презентации, т.е. раздаточный материал в электронном виде. В любой презентации, которую делаем, не должно быть текста на тему. Не нужно читать то, что написано на слайде.
Для чего нужны презентации: увеличение эффективности обучения (легче воспринимать тему) либо сопровождение графическими (визуальными) объектами. Если, к примеру, нужно описать животное словами. Легче увидеть животное, а не описать его словами. Если ученик что-то пропустил – можно отправить ему презентацию по почте.
*В школе используется интерактивная доска. На этой доске можно листы поднимать вверх. Все листы сохраняются. Учитель отправляет все листы по почте. Таким образом, ребенок, придя домой, может посмотреть весь семинар в целом.*
Создание учебных пособий.
Шохов – автор учебников по математике. Самое оптимальное время усвоения материала – первая половина урока. В конце урока он всегда запускал мультфильм для детей (мультики советские, очень старые). Эти мультики шли как сериал (т.е. на след. уроке -продолжение). Детям разрешалось ходить по классу. Дети ко второму классу освоили программу 4-го класса.
Шохов говорил: «Чем хороши электронные ресурсы - они хранятся в эл. виде. Их легче найти, нежели печатные материалы; их легче найти.»
2) Планирование работы преподавателя.
Прежде всего – это планирование календарей (если доп. занятия и на них нужно записываться, то ученики могут входить в акк. и записываться на занятия)
Планирование (план работы) очень легко изменить.
Обучение – есть дети с ограниченными возможностями. Например, надомники. За нашем вузом прикреплена одна из таких школ. Кто-то плохо видит, кто-то плохо общается, а кто-то просто в школу ходить не хочет. Почему детей просят приходить в школу? Для нас важно общение, коммуникабельность.
Делают центры обучения, в которых детям не нужно ходить в школу. Но: не будет коммуникации. Для таких детей организовано дистанционное обучение (дети могут общаться с учителями удаленно). На кафедре теор. и метод. обучения информатики есть преподаватель Глазков. Показывали видеоролик, где у преподавателя включен скайп и включена программа конструирования математических символов. Преподаватель говорит – нарисуй треугольник, ученик рисует треугольник. Учитель видит.
Маняхина Валентина Геннадьевна работает в школе с школьниками с огр. возможностями.
Кафедра теории и методики обучения информатики (ее можно найти возле 106 аудитории). Если вдруг захочется пойти на эту кафедру.
3) Контроль
Контроль можно производить различными способами.
- Почта (ученик отправляет д.з.);
- Эл. журналы успеваемости (проставляется оценка и за что эта оценка);
- Определение первоисточников (необходимо выполнить работы – создать презентацию проб).
*Скачивать презентации нельзя. Доклады и рефераты на тему. Доклады на семинаре не обсуждаем. Доклад максимум – альбомный лист A4 только с одной стороны. Краткие тезисы с рисунками, ссылками и т.д. Привести примеры (скрины) по информатике.
Будут задания по СИ (системам исчисления). Каждый организует на форуме свою тему. На форуме выложил. Дальше – каждый студент должен задать по докладу вопрос. Будут оцениваться и сам доклад, и вопросы, которые задаются к докладу, и ответы на доклад. Вопросы д.б. по теме доклада, но в тексте ответа не должно быть. Что-то упущено.
Проектные работы – тоже контроль.
4) Разработка различных материалов.
Нужно для повышения квалификации разработать методички. Для этого можно пользоваться ИКТ в образовании. К тому же посмотрим антиплагиат.
Введение в информатизацию образования