Классификация методов обучения
Методов обучения очень много. Систематизируем эти методы. Типологии методов обучения:
- Традиционная
- Огородников, Скаткин
- Бабанский
Основание классификации |
Группа методов |
Источник информации.
Авторами этой классификации являются Галина Ивановна Щукина, Иван Трофимович Огородников, Петровский и другие дидакты 70-х-80-х. |
Исходя из источника информации можно выделить три группы методов:
- словесные;
- наглядные: источник информации – наглядные образы и предметы действительности;
- практические: источник информации – практическая деятельность ученика.
|
Характер познавательной деятельности учащихся.
(Это традиционная классификация, используется методистами, но она не говорит, каков характер познавательной деятельности учащегося.) |
По характеру познавательной деятельности можно выделить следующие методы:
1) Объяснительно-иллюстративный
2) Репродуктивный метод (деятельность может носить репродуктивный характер, т.е. способствовать выработке умений и навыков)
3) Проблемное изложение – когда мы не даем готовые знания, а показываем их как решение той или иной научной или учебной проблемы.
4) Частично-поисковый метод – это метод, при котором учитель ставит проблему, а ученики решают эту проблему сами с той или иной помощью учителя.
5) Исследовательский метод – предполагает самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся (проекты).
|
Основные компоненты учебной деятельности (Бабанский) |
Организационный компонент – как мы организуем учебную деятельность детей. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
Стимулирующий компонент. Методы стимулирования и мотивации учения (поощрение, наказание и т.д.).
Контрольно-оценочный компонент. Методы контроля и самоконтроля.
Это попытка объять необъятное. Постарался объять все методы.
Методисты не пользуются этой типологией. |
Наиболее часто используется первая типология.
Очень много методов. Зачем педагогу столько методов? Неужели за столько столетий педагоги не смогли найти один хороший метод?
Есть факторы, которые определяют метод. Метод – понятие вторичное. Например, они зависят от особенностей детей (кинестетики, визуалы и т.д.)
Но: педагоги пытались найти универсальный метод обучения. После революции раскритиковали гимназию, пытались найти один метод. В частности, метод проектов. Метод проектов – суть в том, что учащиеся не получают знания из уроков и лекций, а из некоторой практической деятельности (работая в мастерских или еще где-то под руководством учителя). Просуществовал он недолго как единственный. Был внедрен во всех предметах и на всех уровнях учебной работы. Привел к ряду недостатков.
В результате этот метод запретили. На смену этому методу в 1926 году пришел бригадно-лабораторный метод. Это был и метод, и метод обучения. Как организовывалась работа в этом методе? Класс был поделен на бригады (бригады постоянного состава). Сначала учитель давал необходимые знания (вводный урок или лекция, давал цели и задачи работы), после чего давал каждой бригаде учебные задания. Бригада должна была прорабатывать материал. Причем отчитывались за выполнения все участники бригады. Это вело к интеллектуальному иждивенчеству. Один выполнял работу, отчитывался, а другие пользовались трудами интеллектуальной работы. И этот метод тоже было запрещено.
Т.о., было доказано, что идеального метода не существует. Далее начали изучать американские методы.