Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Педагогическая профессия в 21 веке

Педагогическая профессия в 21 веке

 

На всем протяжении развития педагогики за сменой исторических эпох следовала смена различных типов педагогов: античный педон; средневековый педагог-догмат, строго следующий канонам схоластики; более свободный разумом педагог эпохи Возрождения; нравоучительный и немного наивный педагог-просветитель... И многие, многие другие типы учителей, приходящих и уходящих вместе с очередной эпохой.

 

Наступил 21 век и новое тысячелетие, а с ними - и новое время. Какие чувства мы испытываем на пороге другой эпохи? Они противоречивы: это и радость, и волнение, и ощущение некоей пустоты, и ожидание перемен. Сейчас стало очень актуальным подведение итогов. Но, как считаю я, гораздо важнее задуматься именно о будущем, о новом веке и нас в нем. Ведь я преподаватель, а представителям нашей профессии свойственно видеть близкую и далекую перспективу. К тому же педагог, занимаясь воспитанием и образованием детей, работает практически на будущее. А чтобы создавать будущее, нужно самому быть человеком новой формации, человеком, видящим себя и свою профессию через десятки лет. В своем эссе я буду говорить о российском педагоге будущего.

 

 В последние 10-12 лет отечественная педагогика стала ориентироваться на те изменения, которые произошли в нашем обществе; работа педагога с детьми теперь основывается на принципах гуманизма, уважения к личности ребенка. В моем представлении учитель 21 века - это прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути. Этот поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному учителю. На практике часто приходится наблюдать, как опытные учителя, накопив свою собственную базу, останавливаются на достигнутом, с недоверием и неприязнью воспринимают новое в образовании. Если учитель хочет быть нужным в 21 веке, ему не следует бояться изменить свою точку зрения даже после десятилетней работы.

 

Учитель 21 века - это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Свой предмет, своя область знаний для учителя являются ведущими. Но не стоит забывать о существовании и других областей. Узкопрактические специалисты, подобные, по Козьме Пруткову, флюсу, не могут быть полноценными собеседниками, не в состоянии поддержать тему разговора, не могут общаться с детьми и коллегами. А ведь способность к общению, обмену информацией - одна из ведущих способностей педагога. В моем представлении, 21 век будет отличаться от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому педагог нового столетия должен быть готов к любому общению.

 

21 век невозможно было бы представить и без новых ТСО. И ведущим среди них станет компьютер. Будем надеяться, что в скором времени каждое учебное заведение, неважно, школа это, колледж или ВУЗ, будет иметь возможность приобрести компьютерную технику, подключиться к сети "Интернет" и электронной почте. Педагог 21 века - грамотный, умеющий работать на компьютере человек, обладающий навыками ввода и вывода информации, ее передачи на расстояние, готовый не только к личному общению, но и к общению через "Интернет". Компьютер со временем войдет в каждый дом, перейдет в разряд такой бытовой техники, как телевизор или холодильник. К этому непременно нужно быть готовым. Причем желание освоить этот новый для многих учителей вид деятельности должно исходить от них самих, а не от указания свыше. Прохождение курсов по обучению работе на компьютере со временем станет для учителя любого возраста таким же привычным делом, как прохождение курсов повышения квалификации. Знаний, получаемых студентами педагогических учебных заведений в рамках курса информатики, явно недостаточно для того, чтобы научить человека умению работать на персональном компьютере. К тому же, долго не работая на нем, человек забывает даже простейшие операции. Поэтому самостоятельная работа каждого учителя, его желание освоить хотя бы простейшие программы в будущем станет необходимой.

 

Однако хочется надеяться, что, как бы далеко ни зашел процесс автоматизации обучения, учитель 21 века не забудет о важности непосредственного общения со своими учениками. Никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, выразить свое отношение к изучаемому материалу. Нельзя согласиться с теми, кто говорит о возможном упразднении нашей профессии в будущем. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, - лишь верный помощник для педагога, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем не удастся заменить. Трудно представить, как даже самая умная машина будет заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся или пробуждать в них желание творить самим.

 

В век автоматизации от человека потребуется максимальная степень напряжения своих интеллектуальных сил. Роль человеческого разума еще более возрастет. В ряде профессий специалист будет оцениваться, прежде всего, по своим интеллектуальным возможностям, таким образом, будет существовать конкуренция не людей, а их интеллектов. Этот процесс начался уже сейчас. Чтобы подготовить такие сильные кадры, педагогу 21 века нужно быть специалистом высшего уровня по своему предмету, имеющим глубокие знания не только в рамках учебной программы, но и за ее пределами, чтобы быть готовым к любому вопросу учащихся.

 

Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества. Но, к сожалению, многие педагоги подразумевают под творчеством лишь дидактическое (разработка новых уроков, новых методов воспитания и обучения). Учитель 21 века - творец в самых различных сферах педагогической деятельности: опытный технолог, организатор, обязательно стремящийся к подведению итогов своей работы, обобщению своего опыта. Хочется верить, что в скором времени каждый желающий педагог будет иметь возможность издать свои разработки, довести их до широкого круга читателей и вести диалог с ними.

 

Непросто говорить о грустном, и все же будем верить, что педагог 21 века станет, наконец, специалистом высокооплачиваемой профессии. Та степень самоотдачи, которая присуща людям нашей специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.

 

Рассуждая на столь актуальную тему, я не ставила перед собой цель создать макет идеального педагога, построить некий утопический "город солнца". Он уже был создан Томазо Кампанеллой. Мне лишь хотелось представить свой, очень субъективный, взгляд на вопрос. Мы, люди, переживающие смену эпох, будем ждать появления учителя новой формации, а когда он появится - не забудем поддержать его.

 

 

Да, учитель 21 века должен быть не только любящим и уважающим своих учеников, не только любимым и уважаемым, грамотным, коммуникабельным; он должен быть, в первую очередь, любящим и понимающим жизнь, как главное богатство на Земле. И естественно, он должен быть патриотом своей страны, ее природой. Он должен и обязан воспитать своих учеников частичкой природы, обучив их искусству любить не только людей, но и все живое, всю природу, как цельное живое сотворения Высшего Разума, Высшей Силы, Творца.

 

Учителю Российской Федерации в 21 веке жизнь дает и особые полномочия, ставят отдельные задачи. Россия-уникальная страна, соединяющая два континента; Европу и Азию, вобравшая в себя многие национальности, представителей разных культур и религии. Россия-страна с богатейшими запасами природных ресурсов; сырья, чернозема, лесов, пресной воды.

 

Учитель России 21 века по своему назначению обязан быть интернационалистом, знатоком общемировой культуры, компетентным в истории и внутренней сути религии, патриотом, активным защитником природы нашей страны.

 

Великий мыслитель Конфуций писал: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».

 

Учитель должен знать историю России, народов и нации, ее населяющих. Он обязан быть беспристрастным историкам, понимающим полезность исторической правды…

 

Учитель должен быть экономически грамотным, понимающим что он не будет бедствовать в производящей стране. Что его тяжелый труд заключается как стоимость образования и грамотности специалиста-производителя в себестоимости продукции, в полученной прибыли…

 

Учитель должен быть свободным. И как личность, и как специалист. Его жизнь и труд не должны быть зажатыми в рамках чиновничьих законов и учебных стандартов.

 

Появилась надежда, что Год Учителя, с учетом положительного влияния Президента и Премьер-министра нашего государства на вопросы образования и судьбу учительского корпуса станет переломным в вопросах повышения престижа, статуса и авторитета учителя.

 

Проблемы образования

 

Естественным следствием стали следующие финансовые, экономические, организационные и управленческие проблемы образования, которые препятствуют развитию отрасли.

 Выделим главные из них:

 Первая – хроническое недофинансирование образования бюджетами всех уровней при крайне неэффективном использовании бюджетных ресурсов. Это затрудняет обновление основных фондов учебных учреждений, обусловливает низкую зарплату педагогов и т. п.;

 Вторая – из-за нечеткого разграничения функций, задач и полномочий различных уровней управления образованием продекларированные самостоятельность и автономность учебных заведений наталкиваются на сопротивление многоуровневой управленческой надстройки;

 Третья – ослабление государственного регулирования сферы образования вылилось в замещение традиционно бесплатных образовательных услуг платными и использование материальных и нематериальных активов государственных образовательных учреждений для личного обогащения узкого круга лиц;

 Четвертая – коммерциализация делает образование фактически недоступным для отдельных групп населения, сочетается с низкой социальной защищенностью учащихся и студентов.

 Текущая экономическая ситуация требует глубоких перемен в организации и экономических механизмах образовательной деятельности. Система образования и сегодня далека от реалий современного общества.

 Одна из важных проблем современного образования – создание и внедрение в жизнь современных национальных образовательных стандартов, работа над которым ведется в нашей стране  не первый год. (Президиум Российской академии образования 22 октября 2008 года рассмотрел проект «О разработке Федерального государственного стандарта общего образования»). В 2009 году Президент Д. А. Медведев выступил с инициативой «Наша новая школа». В ней самое первое направление – разработка нового содержания обучения, то есть нового образовательного стандарта. Он нужен еще и потому, что во всем мире происходит интеграция образования и в сентябре 2003 года Россия подписала Болонскую декларацию, вступая в единое европейское образовательное пространство. Идет работа и над федеральными стандартами нового поколения. Упор сделан на всестороннее развитие ребенка в школе, поэтому большое значение уделяется дополнительным занятиям, кружковой работе, развитию школьного спорта. Теперь у каждого школьника должны быть не только аттестат и свидетельство о сдаче ЕГЭ, но и портфолио, где собраны его достижения в самых разных сферах.

Проблемы ЕГЭ

 

В ходе интеграции России в мировое образовательное пространство в системе общего образования вводится внешняя форма государственной (итоговой) аттестации. Одной из ее форм является Единый государственный экзамен (ЕГЭ), у которого есть свои достоинства и недостатки.

 Например, большинство специалистов настораживает тестирование как форма единого национального экзамена. У некоторой части общества вызывает опасение тот факт, что учебный процесс будет заменен примитивным натаскиванием на прохождение тестирования. Но эти опасения оправданы только в том случае, если вопросов было бы, скажем, 500. Если же их будет более 10 тысяч, то "натаскиваться" станет бессмысленно, проще выучить тот или иной учебный предмет.

 Не до конца еще продуман механизм проведения ЕГЭ. Каков оптимальный формат единого экзамена? Как организовать зачисление в вузы? Какую долю свободы в отборе предоставить вузу? Как быть, если в МГУ придет сто тысяч человек, а в другой вуз десять? Может, имеет смысл для МГУ провести отдельные экзамены? Но эти испытания должны опять же проводиться публичной комиссией, а не преподавательским составом этого вуза!

 Для  совершенствования механизма проведения ЕГЭ при президенте создана специальная комиссия, учитывающая все замечания и недочеты.

 Возьмем, к примеру ЕГЭ по математике: для школьников обычных образовательных учреждений и сельских школ задание  оказалось слишком тяжелым. Для профильных математических классов и спецшкол – недостаточно сложным. Необходим, видимо, двухуровневый ЕГЭ – базовый и профильный.

 Единый экзамен на самом деле единым не является. Некоторые вузы  - их 24 - получили  право на дополнительные экзаменационные испытания. ЕГЭ не должен быть единственной формой государственной аттестации.

 Одним из главных аргументов разработчиков ЕГЭ было утверждение о том, что с помощью ЕГЭ удастся покончить с коррупцией. Результат проведения ЕГЭ в 2009 году показал,  что антикоррупционной мерой ему пока стать не удалось. Он нуждается в серьезной доработке.  Одна из проблем  состоит в том,  что ЕГЭ создал благоприятные условия  для  взяток, которых в системе образования за год  стало в два раза больше. Департаментом экономической безопасности МВД выявлено 1143 факта дачи и получения взятки, что на 91 % больше, чем в 2008 году. Всего в рамках «Образование -2009» выявлено 3177 преступлений, в том числе 332 факта злоупотребления должностными полномочиями.

 Не менее актуальной проблемой является и проблема снижения качества образования.

 К середине прошлого века в стране была создана одна из лучших в мире систем школьного образования. Мы обоснованно гордились ее достижениями. Но ничто, даже самое лучшее, не может существовать не развиваясь. В противном случае начинается застой. Это положение в полной мере относится и к системе образования. По уровню образованности мы занимаем сейчас примерно 25-е место в мире.

 Если в 1990/1991 учебном году среди  двадцати стран по качеству естественно-научной подготовки наши школьники были в первой пятерке, то уже через пять лет положение ухудшилось. Итоги международных исследований 1997 года показали резкое расслоение школ и учащихся по качеству знаний. Если ученики спецшкол, которых у нас тогда было менее 10% , по уровню подготовки по-прежнему оказались среди лучших, то учащиеся массовой школы показали очень низкие результаты. Они заняли третье место снизу.

 О снижении уровня подготовки говорят и результаты международных олимпиад. Более трех десятков лет наши команды по физике были лидерами. Теперь ситуация изменилась. В 2006 году российские школьники оказались на шестом месте.

 Оценка уровня образования сегодняшних выпускников (как школ, так и вузов), прозвучавшая в выступлениях преподавателей, деканов и ректоров вузов на конференции «Мир ИНФО\'2005». Оценка, на наш взгляд, очень жесткая, но в целом объективная: «Выпускник слегка обучен, чуть-чуть воспитан, творчески не развит». Речь идет о поколении, родившемся и выросшем в период после 1980 года. Период для нашей страны переломный и непростой. Это поколение очень скоро придет на работу в российские компании, а академическое образование очень далеко от реальной ситуации на рынке".

 Мы привыкли гордиться отечественным математическим и физическим образованием. Увы, в математике мы стоим сейчас практически вровень с США. А ведь Гор и Буш в своих предвыборных манифестах говорили о необходимости национальной программы ликвидации отставания в этой области. Лидеры - Нидерланды и Швеция. Примерно те же проблемы и в  физике, где требуется регулярно обновлять дорогие приборы и лабораторное оборудование, а денег не хватает.

 Качество массового профессионального образования в России ставит под угрозу перспективу экономического роста. Возраст учебно-научного и учебно-производственного оборудования в наших инженерных вузах, техникумах и ПТУ составляет в среднем 20-30 лет. Владение информационными технологиями не подкреплено информационной инфраструктурой.

 Обновление профшкол и ПТУ – это серьезная проблема. На Западе давно стерлась разница между техником и квалифицированным рабочим. Нужно подготовить ПТУ к выходу на современный рынок. Дать возможность выпускнику хорошо зарабатывать, даже если он не сможет получить в дальнейшем высшее образование. Если мы сегодня не займемся очень плотно профобразованием, у нас не будет квалифицированной рабочей силы.              

 

А что мы видим в высшей школе?

 

Вузы в 1990–е годы были брошены на произвол судьбы: 65 % студентов стали обучаться на платной основе в государственных учреждениях.

 Согласно исследованиям доходов на конец 1999 года только одна треть населения была способна финансировать обучение своих детей в вузах. При этом доля полностью платных студентов в 2000 году - 35 %, а в новом приеме этого года - 49 %, в том числе 44 % - в государственных вузах! Сейчас семьи вынуждены перенапрягать свой бюджет, залезать в долги, отказываться от необходимого, чтобы дать образование своим детям - в том числе и на формально "бесплатных" местах. Интересно, что доля "платников" неуклонно падает от курса к курсу, пока не достигает 25 %. Если предположить, что треть переводится на бесплатные места, то не менее 17 процентов просто уходит из вузов не в силах платить за образование. Эти 17 % относятся как раз к тем слоям населения, доходы которых не позволяют оплачивать высшее образование. Тем не менее они делают попытку платить, выискивая самые дешевые программы и нередко становясь жертвами обмана недобросовестных коммерсантов от образования.

 При этом надо учитывать, что средний размер взятки, зафиксированный в столичных вузах, колеблется в пределах 5-10 тысяч долларов. Примерно в эту же сумму обойдется "хороший" репетитор. Стоимость официальных подготовительных курсов - 800-1500 долларов в год. Если мы сложим как минимум половину от "бесплатного" приема, оплатившую таким образом доступ к бесплатному образованию, то получим, что минимум три четверти российских студентов уже в рамках старой системы платят за свое образование полностью или частично.

 И эту систему мы именуем бесплатным образованием?

 У вузов расплодилось огромное количество филиалов, дающих дипломы государственного образца, сейчас уже около 3 тысяч. Некоторые вузы имеют весьма громкие названия (Институт бизнеса и права и т.п.), но не слишком- то заботятся об уровне образования. Это обусловило возникновение еще одной, приобретшей угрожающие размеры проблемы. Речь идет о «засоренности» кадрового корпуса…

 В России обучение одного студента в год обходится в 800 долларов, в США — 32000. Дешево хорошо не бывает. Организационно-правовая форма университета не позволяет привлекать инвестиции. В России инвестируется сегодня 1% от доходов, или 10 долларов в год. В США эта цифра составляет 25%, или 8000 долларов в год. Разница в 800 раз! Мы очень бойко говорим об образовательных технологиях, но они требуют инвестиций. Если отрасль не инвестирует свое развитие, она погибает. Инвестировать необходимо и человеческий потенциал, который превращается в человеческий интеллектуальный капитал. В России не продуцируется креативная масса профессоров и преподавателей. Если нет инвестиций в развитие человеческого потенциала, то нет и самого потенциала.

 Конечно,  у системы образования сегодня множество проблем. Это и  обеспечение доступности качественного образования для всех детей независимо от места жительства, и необходимость информатизации учебного процесса, и обновление методик  и учебников в связи с реалиями жизни, и подушевое финансирование, и «утечка русских мозгов за рубеж» и многие другие.

 Но, прежде всего,  образование не может обойтись без учителя. Еще великий  педагог Ушинский сказал: «Никакая реформа образования невозможна иначе, как через голову учителя». Можно провести любые  реформы, поставить в каждый класс современные компьютеры, выдать новые учебники, но без грамотного специалиста, чуткого, доброго, хорошо подготовленного Учителя нет ни образования, ни воспитания. Здравомыслящая общественность  это хорошо понимает. Недаром предстоящий 2010 год объявлен Годом учителя, подчеркивая тем самым важность этой профессии.

 К сожалению, все меньше молодых специалистов, на которых возлагаются основные надежды, приходят в школу. Педагогическая профессия не относится к категории популярных. Каждый второй выпускник педагогического вуза предпочитает сразу же после получения диплома сменить профессию, выбирая другие, более оплачиваемые отрасли. В школы приходит все меньше молодых учителей, точнее учительниц, потому что мужчин-педагогов практически не осталось. У российской педагогики женское лицо, что снижает уровень привлекательности этой отрасли.

 Что касается оплаты труда преподавателей, возьмем, к примеру, США и Россию. Старший преподаватель в России получает 107 долларов. В 40 раз меньше, чем на Западе. За такие деньги у преподавателей есть возможность последовать формуле трех У: уйти, умереть, украсть. Нет условий для привлечения квалифицированных специалистов.

 Средний возраст учителей – 47 лет, педагогические коллективы стареют. На сегодняшний день в школах закрепляются в среднем не более 55% молодых специалистов. Причины все те же: низкий уровень зарплаты, отсутствие жилья, высокие требования как со стороны администрации, так и со стороны общества, при отсутствии опыта работы, недостаточная методическая поддержка, вынужденно большая нагрузка и т. д. Мастерство приходит не сразу. К тому же труд учителя требует особых человеческих и профессиональных качеств. Чтобы выдержать большие нагрузки, нужно беззаветно любить свое дело и детей. Именно такие люди остаются сегодня работать в школе, несмотря на низкую зарплату и ненормированный рабочий день. За ними будущее.

 Российское образование переживает сейчас нелегкие времена. На Всероссийском совещании работников просвещения в мае 2009 года В. В. Путин, резко критикуя проводящиеся в системе образования реформы, сказал, что впервые за последние 200-300 лет  Россия стоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и в третьем эшелоне государств мира. Для того, чтобы этого не случилось  на совещании была принята « Национальная образовательная доктрина Российской Федерации».

 Русский философ Соловьев говорил, что педагогика одновременно является и революционной, и консервативной. Но это «коромысло», которое надо держать в равновесии.

 Образование, которое не будет учитывать реалий нового времени, потеряет свое значение, как для личности, так и для общества в целом.

 

Только факты:

 В России 62 882 дневных школы, из них негосударственных - 708.

 Больше всего негосударственных школ в Центральном федеральном округе – 291.

 В системе общего образования работает 1,7 млн человек – 2% трудоспособного населения России.

 23 505 школ России требуют капитального ремонта.

 17 902 городские школы имеют спортзалы, 1050 школ – бассейны. Среди сельских школ спортзалы есть в 26 643 школах, бассейны в 150.

 

Дидактика как теория образования и обучения

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.