Мария Монтессори (19 век)
- Это женщина-врач, педагог-дефектолог.
В методе делят ребят по способностям. Плохо – с младшими, хорошо – со старшими.
Девиз: помоги мне сделать самому.
Принципы пед. системы:
- Антропологизм. В центре – ребенок. Требование – уважение к ребенку.
- Условия свободы развития ребенка. Стремление к независимости должно поддерживаться.
- Принцип концентрации внимания. Нужно уметь доводить дело до конца, слушать пояснения педагога, не мешать другим. Это она назвала поляризацией внимания. Так воспитывается выносливость и терпение для развития интеллектуальной деятельности.
- Принцип специально подготовленной обучающей среды. Много дидактического материала, тщательно продуманного.
- Б. внимание процессам синтеза нового. Сразу учит рисованию, чтению, письму. Косвенное подготовка к письму начинается в 3 года с пом. дидактических материалов.
- Разрешаются ошибки. Ребенок сам исправляет их, так и учится.
- Принцип сензитивности, т.е. все в свое время.
- Принцип ограничения и порядка. Ребенку нравится видеть все на одном и том же месте. В необходимости поддержания порядка необходимо идти от ребенка.
- Центр активности в учебе от педагога к ребенка. Педагог дает рациональный способ действия.
- Принцип социального воспитания и интеграции. Работа в гетерогенных группах. Объединение детей по возрастному принципу неверно. Лучше объединять с разницей в 3 года. Развивается система взаимопомощи. Старшие, обучая младших, лучше усваивают.
- Меньше комментариев, больше показывай.
- Педагогики должны быть эрудитами.
- Нет парт и столов. Легкие столы, полки с дидактическими материалами. Большое свободное пространство. Можно работать даже лежа. Ребенок сам решает, будет ли он заниматься целый урок чем-то или несколько минут. Есть класс отдыха – кресло, книги.
Суть – это система свободного воспитания.
Заблуждения по поводу системы.
- Система для детей с особенностям развития.
- Занятия в классе Монтессори утомляют ребенка.
- После такой школы не сможет адаптироваться в жизни.
Есть детские сады Монтессори. Средних школ Монтессори еще нет.
Готовят неординарных детей, действующих логично и самостоятельно.
Эта система не укладывается в существующие рамки образования. Не разрешат такие школы в России.
Комментарии преподавателя.
- Дети не делятся по возрасту. Группа гетерогенная.
- В каждом возрасте есть сензитивный период: 3 – 6 лет – сенсорика пальцев, чувственное восприятие:
- тренируют развитие пальчиков;
- развитие светоощущения – цвет одинаковый по высоте, ширине;
на ощупь подбирает различные предметы - мешочки с геометрическими предметами – ощупывая пытается угадать тело – связи между абстрактным мышлением, тактильными ощущениями, мозг хорошо развивается;
- таблички с шершавым контуром букв – урок молчаливо проходит; учитель рядом – берет пальчик ребенка, показывая, в каком направлении надо обводить; показала – и ушла; обводит, закрывает глаза; печатные буквы запрещены, пока не освоят письменные;
- дидактические материалы для этой методики готовят на специальных фабриках;
- материалы включают автоматическую самопроверку (лоточек);
- математика идет от сенсорики к асбтрактному мышлению, поэтому дети легко оперируют тысячами. Бусинки – это коробка, где каждому числу соответствует свет. 1 – красная бусинка; 4 – серый цвет. Сначала считают чисто вручную. Выкладывают соответствующие бусинки в линейку. Золотой материал – 10 единиц.
- таблица квадратов, кубов – наглядное изображение. От наглядного к абстрактному.
6-12 лет – чтение, письмо
12 – 18 лет – время социализации детей. Дают карточки программированного обучения, обучающие программы.
В каждом возрасте главное – подготовленная среда. Детский сад – свобода выбора дидактического материала.
В средней школе – создание воспитывающих ситуаций. Могут выбрать способ промежуточного или итогового работа. Либо пишут реферат, либо решают задачи. Они выбирают способ выполнения.
Ты выполнил задание, как ты думаешь, какую оценку ты заслуживаешь. Убеди меня в том, что ты прав. Это воспитывающая ситуация.
Роль учителя – помощь. Отследить, чтобы ребенок не задерживался на одном материале. Стимулирование развития.
Дисциплина хорошая. Чем больше запретом, тем меньше вероятность, что они будут выполняться. У Монтессори два правила, которые нельзя нарушать: нельзя не работать, нельзя мешать другим.
Правила: бесшумно ставить стул, обходить на коврике других детей. Далее все идет уже подсознательно – не мешать, не подгонять, не навязывать.
- Каждому материалу есть свое место. Поработав, должен поставить именно туда. В первые дни только и учат ставить на место.
Почему эта система не стала основной, не вытеснила классно-урочную систему?
- Классно-урочную систему проще оганизовать.
- Нужна специальная подготовка учителей – они должны быть наблюдательные, видеть всех детей.
- Замкнутая система – д.б. спец. учебные заведения, которые будут учить по этой системе. Т.е. д.б. детские сады, школы, вузы. У таких детей уже психология другая. Совсем другой принцип обучения, общения с ребенком.
- В конце года дается характеристика на каждого ученика, что он научился сделать, что еще надо освоить.