Классный руководитель
- Функции работы классного руководителя.
- Работа КР с родителями.
Функции работы классного руководителя
Должность КР не была придумана в системе образования. Предшественниками КР являлись в гимназиях классные дамы (в женских заведениях) и классные наставниками (в мужских заведениях). Классные дамы не вели уроки. Им поручались только функции, связанные с воспитанием девушек. Классными наставниками были учителя предмета, прикрепленные к классу мальчиков. Главная функция – контроль дисциплины и нравственный надзор за детьми.
Обязанности классными наставниками: обыскивать на предмет запрещенной литературы; общаться с соседями на предмет выявления неблагонадежности.
Классные дамы: осанка, манеры, поведение. Не поощрялось сближение классных дам с воспитанниками. Если это было, классную даму увольняли. Так, если с классной дамой пили чай воспитанницы, ее увольняли.
После революции классные дамы и наставники были упразднены. Но потребность в таких людях была. Стихийно стали организовываться должности групповодов, которые выполняли функции координаторов. В 1934 Постановлением Наркомпроса была введена должность КР с соответствующими функциями. До перестройки все функции КР были прописаны. После перестройки опять произошли изменения. В 1990-е годы стали вводиться должности: освобожденный классный руководитель, руководитель разновозрастной детской организации (организованы отряды – на общешкольные мероприятия выходят разновозрастные отряды; некоторые лагеря так построены); кураторы школьников-старшеклассников. При всей вариативности надо определяться с функциями КР. Пришли к выводу, что КР все же необходимы.
Цель работы КР
1. Разностороннее гармоническое развитие детей. Но этой целью занимаются и учителя-предметники, и психологи, и родители и т.д. В чем специфика? У каждого свои обязанности. Так, родители заботятся о здоровом образе жизни. Учитель-предметник заботится о развитии в области данного предмета. Педагоги дополнительного образования обеспечивают культурный досуг.
У КР свое место. Это педагог, который работает с классным коллективом и координирует воспитательные воздействия семьи, учителей и общественных организаций. Но: КР должен стоять не над ребенком, а рядом с ребенком, взаимодействовать с каждой конкретной личностью, помогая ребенку в саморазвитии, самоактуализации, самореализации, т.е. помогать быть «я». Совместно с ребенком искать законы жизни, ценности. Главное – духовно-нравственное становление личности.
Место и роль КР
КР – это друг, советчик, помощник, наставник каждой личности. Самое главное – защитник интересов детей в школе.
Задачи КР
Зависит от особенностей учебного заведения (работа в сельской школе и гимназии будет отличаться), уровня воспитанности учащихся, уровня развития детского коллектива, интересов и потребностей детей.
Определить задачи лучше через функции КР.
- Административно-организаторская функция.
Ведение личных дел, школьного журнала, дневников, контроль за детским питанием.
- Методическая (педагогическое диагностирование) функция.
- изучение класса и отдельных учащихся;
- анализ хода учебно-воспитательного процесса. Т.е. учитель должен быть в курсе, что происходит, какова успеваемость, какие проблемы.
- прогнозирование развитие каждого конкретного ученика и всего класса.
Методы научно-пед. исследования – все можно использовать: анкетирование, тестирование, беседа и пр. Так, чтобы спланировать работу, надо узнать интересы и потребности детей. Например, метод недописанных тезисов. Я очень надеюсь, что в моем классе будет… Конечно, я могу помочь классу… Конечно, мне хотелось бы вместе со всеми… Мое любимое занятие…
Или вывесить чистый лист и нарисовать лучики, чтобы каждый подписал свои интересы.
На первом родительском собрании попросить написать о достоинствах своего сына.
Диагностируется уровень воспитанности детей, положение детей в семье, межличностные отношения в классе; собираются сведения о здоровье детей. Чем больше будешь знать, тем легче будет осуществлять работу.
- Создание воспитывающей среды. Это, прежде всего, создание классного коллектива.
Школа должна стать домом.
Задачи
- организация общеклассной разносторонней творческой деятельности;
- корректировка индивидуального развития каждого школьника;
- организация индивидуального дифференциального подхода.