Эмоции
Поощрение и наказание – это не действия преподавателя. Это то, что происходит в душе ребенка.
Одни и те же действия могут восприниматься как поощрения и как наказания. Например, исключение из коллектива. Для одного это будет поощрение (слава богу), а для другого – наказание.
Поощрение – это метод, направленный на эмоциональное подкрепление поступков поведения школьников.
Наказание – это метод, оказывающий сдерживающее поведение на негативное поведение воспитанников и направленный на возбуждение чувства вины, а не чувства страха.
Традиционные виды поощрений и наказаний.
Поощрение |
Наказание |
Одобрение – это разовая форма поощрения. «Молодец, хорошо», можно просто улыбнуться.
Похвала (развернутая форма одобрения) «Ты сегодня очень хорошо работаешь на уроке».
Благодарность (грамота, в дневник записывается). Это форму дети предпочитают (60 % случаев)
Поручение особо почетных обязанностей (два отличника звонят в колокольчик на последнем звонке)
Получение дополнительных прав (можно гулять одному, и не до 8, а до 9)
Поощрение по логике естественных последствий
Присвоение звания |
Неодобрение (покачать головой)
Замечание
Выговор (письменная форма)
Возложение доп. обязанностей.
Лишение
Наказание по логике естественных последствий (упал в лужу в комбинезоне – идем домой; доп. домашняя работа)
Исключение из коллектива. |
Требования к применению наказаний.
- При применении наказания ученик должен сравниваться с самим собой, а не с другими.
- Должен оцениваться не сам ученик, а его поступок (например, плохо решил задачу). Иначе так и будет себя вести. Что вы от меня хотите, если я такой.
- Нельзя хвалить более двух раз за одно и то же. Надо соблюдать чувство меры.
- Нельзя наказывать дважды.
- Нельзя ущемлять достоинства ребенка (психологически или физически).
- Большую роль играет метод поощрений, чем наказаний. Метод поощрений стимулирует, а метод наказаний направлен на сдерживание.
В каких случаях, когда и кого нельзя наказывать.