Домашняя работа
Функции ДЗ
1. Укрепление и закрепление ЗУН.
2. Формирование познавательной самостоятельности (приходится планировать, организовывать свое место)
3. Развитие интереса к учению, способствовать творческому отношению к делу.
4. Формирование навыков самообразования
5. Развитие навыка самоконтроля
6. Формирование самостоятельности.
7. Воспитательная функция – воспитываются морально-волевые качества (ответственность, трудолюбие), активность, инициатива.
8. Если мы даем дифференцированные домашние задания, то это возможность индивидуализации учебного процесса.
Отрицательный результат: научить халтурить. К этому ведут непосильные задания.
В первом классе нет домашней работы (на данный момент). Это неправильно, т.к. у домашних заданий очень много функций.
Содержание и способы подачи домашних заданий
Время подготовки домашних заданий в младших классах должно быть меньше 45 минут в день. Средняя школа – 60 минут в день. В старших классах – 90 минут; в выпускных классах - 120 минут в день. В среду домашних заданий не должно быть. Во всех остальных днях – домашние задания есть, но не больше, чем верхние планки (смотри выше).
Задание должно быть интересным.
Преподаватели должны задавать объемное домашнее задание на большой промежуток времени.
Домашнее задание нужно давать вовремя (книга Поспелова). Лучше всего в конце урока перед звонком - за 5 минут до звонка. Если давать со звонком, к нему относятся несерьезно (+ нельзя задать вопросы, не успевает учитель объяснить). Но и за 15 минут нельзя – тут же начинают собираться. Если урок будет отрабатывать материал домашнего задания, надо об этом сообщить.
Задание на закрепление навыков – после упражнений на закрепление этого навыка; на контроль навыка – в начале урока. Но лучше – все же в конце урока (если с комментариями, это будет еще и обобщением).
О фразе «звонок для учителя». Задерживать детей после урока (после звонка) нельзя. Это противоречит должностным инструкциям. Могут нажаловаться.
Домашнее задание зависит от мотивации учеников. Не должно быть сомнения в необходимости выполнения д/з. Пример заинтересованности – проблемный вопрос. Тема: «Климат и растительный мир в Северной Европе». «Знаете ли, что часть Балтийского моря бывает покрыта льдом. Скажите, пожалуйста, почему Северное море не замерзает (Скандинавия). Ученики начинают думать. Ответ: Гольфстрим.
Окружность, футбольные ворота – хорда. У кого из игроков больше шансов забить гол? (6 нападающих). Проверить гипотезу дома, начертив и измерив углы. Углы оказались равны. Т.о., ученики запомнили правило, что все внутренние углы, опирающиеся на одну и ту же хорду, равны.
Оценка домашнего задания – прием внешней мотивации. Также рейтинг. С рейтингом нужно быть аккуратнее – лучше не сравнивать учеников. Это провоцирует много разных проблем. Пример: слюнявый пень. Можно использовать, но очень тактично, чтобы ученики не испытывали чувство неполноценности. Или: давать какие-нибудь красивые наклейки в дополнение к оценкам. Или: подпись в тетради – молодец.
Интерес нужно поддерживать. Ребенок должен видеть, что каждый его труд оценен.
Условие успешности выполнения домашнего задания
1) Сделать так, чтобы ученик начал проявлять интерес к домашнему заданию – мотивировать.
2) Дать инструкции (сделать так, чтобы ученику это задание было доступно и понятно). Например, не просто составить задачу, а как ее оформить и представить.
3) Предоставить достаточное время до выполнения.
4) Контроль выполнения домашнего задания.
Добиваться, чтобы несделанная работа была выполнена.
Задавать только то, что можете проверить. Тщательно продумывать объем и срок домашнего задания.
Контроль письменный, устный, внеурочная проверка – сбор тетрадей, наблюдение за работой на уроке, взаимный контроль при обмене тетрадей, сверка выполненного с написанным на доске; контроль отличниками – учебный сектор проводит контроль домашних работ.
Домашняя к/р – дают 50 задач, которые нужно решить. Сам определяешь, когда решить. Из этих 50 задач выбираются 5 задач на контрольную – каждому свои. Решается проблема списывания.
Графическая проверка: положите зеленый квадрат на Мадагаскар, положите красный квадрат на Лабрадор.
Математический диктант.
Показывать ошибки.
За грязь можно снижать ошибки.
Четкий критерий оценки – нужно объяснить, за что.
5) Продумать объем выполнения домашнего задания.
6) Индивидуализация домашнего задания. Сделать так, чтобы у учеников была свобода выбора домашнего задания. Очень многие учителя делают обязательные домашние задания (на 4), кто хочет оценку повыше – дают задания со *. Есть еще задания на дополнительную оценку. Есть задания, которые можно выполнить по собственной инициативе (задачи такого вида можно посмотреть в такой-то книге, а потом мы можем разобрать такие задания в классе). Короче, нужна возможность выбора. Или: написание тематической сказки – сами ученики выбирают тему.
Что такое возможность выбора: психологическая нагрузка. Прийти в школу с невыполненной домашней работой очень плохо. Дети начинают прогуливать или врать. Многие преподаватели понимают, что выполнение д.з. - нагрузка. Поэтому они говорят детям, что два раза в течение четверти можно не выполнять домашнее задание без объяснения причин, т.е. не надо врать.
Часто д.з. превращается в к.р. Учителя спрашивают в классе, а дома спросить не у кого. Ученики начинают врать или честно говорят, что д.з. не получилось. Этим часто злоупотребляют. Учитель должен попросить у учеников черновики.
Ребенок должен уметь пользоваться справочными материалами, развить познавательные умения (умения учиться, добывать и перерабатывать информацию).
Проблемы при выполнении д.з.
1. Условия (место занятий, тишина, аккуратность на столе (если беспорядок, то это говорит о его некорректом почерке)).
2. Должны быть выработаны организационные качества, общеучебные умения и навыки.
3. Родители должны помогать в выполнении домашних заданий.