Диагностика результатов обучения
Речь пойдет о контроле результатов обучения (каким образом осуществляется контроль результатов обучения).
Вопросы:
1)Понятие контроля, проверки, оценки и учета знаний.
2)Сущность контроля
1.Функции;
2.Виды контроля;
3.Методы;
4.Формы
3)Учет результатов обучения (как мы учитываем результаты обучения), вопросы о том, как правильно ставить оценки.
4)Совершенствование контроля
Насколько важна эта тема. Когда в Америке заключают договор с учеником, то там спрашивают: вам с контролем или без контроля; с контролем стоит дороже. Оценивать очень трудно. Даже письменные работы достаточно трудно оценивать. Нужны определенные знания. Это с одной стороны. С другой стороны, этот вопрос касается всех участников образовательного процесса. Когда ребенок приходит домой, первый вопрос: как дела в школе. Ситуация с контролем является своеобразной лакмусовой бумажкой. Если контроль осуществляется неправильно, то он приводит к множеству негативных последствий.
Если отметки мягкие (или их вообще нет), при неправильном подходе все равной идет погоня за оценками, соревнования, плюсики, штампики, процентомания, чувство страха.
Отмена отметок – это не современная тенденция. После 17-го года любые виды контроля были отменены советским правительством. В 30-м году пришлось ввести систему баллов, которые были в царской России. Отмена отметок не решает всех проблем контроля. Почему? Неправильно воспринимать контроль только как выставление оценок. Сам контроль результатов обучения – это достаточно сложный процесс, который включает в себя множество других процессов: диагностические, оценочные, корректировочные.
Попробуем разобраться с контрольной деятельностью.
Понятие контроля, проверки, оценки и учета знаний
Контроль в обучении – это выявление, измерение, оценивание и корректировка знаний и умений обучаемого. Сейчас результаты обучения не только ЗУН, но и развитость мотивов учебной деятельности, тем более, что у нас сейчас компетентностный подход – результаты обучения записаны в виде компетенции (что должен уметь, знать, какие качества д.б. сформированы).
В учебном процессе контроль – это функция руководства процессом обучения. Если это функция руководства или управления, то обязательно любое управление предполагает обратную связь. Контроль ее обеспечивает. Если мы осуществляем контроль по линии учитель-ученик, то это внешняя обратная связь, если мы осуществляем самоконтроль, то это внутренняя обратная связь. Контроль – это способ установления либо внутренней, либо внешней обратной связи в процессе обучения.
Итак, контроль – это составная часть управления учебной деятельностью учеников, он рассматривается как кибернетический принцип осуществления обратной связи (внешней или внутренней). Без контроля нет управления. Учитель-ученик – это внешняя обратная связь. Самоконтроль – внутренняя обратная связь.
Составные элементы контроля (т.е. что включается в контроль):
1)Проверка – это определение степени соответствия ЗУНа (т.е. результатов обучения), предварительно планируемым (в каждый момент мы смотрим, что есть в реальности, какие результаты, как они соответствуют планируемым результатам). Первый элемент проверки – это определение целей обучения. Нельзя определить соответствия, не зная целей. После определения целей мы подбираем средства оценивания или контроля (т.е. те или иные контрольные вопросы или контрольные задания). После этого мы оцениваем деятельность учеников и выставляем отметку. Т.о. полный акт контроля состоит из этих элементов.
Мы должны отталкиваться от целей обучения. Усвоение материала может быть на разных уровнях. Какие уровни усвоения. Можно выделить 4 уровня усвоения:
1.Узнавание (самый 1-й уровень усвоения материала). Как проверить? Мы дали определение параллелограмма, рисуем геометрические фигуры, просим выбрать из них параллелограммы.
2.Воспроизведение – когда нужно воспроизвести материал (доказательство теоремы, формулировка определения, задачи репродуктивного уровня – что-то достроить, вписать в определения ключевые слова и т.д.).
3.Применение на репродуктивном уровне.
4.Применение на творческом уровне (когда мы связываем материал с другим материалом), т.о. происходит перенос знаний.
2)Оценка – это выражение результатов проверки. Что значит совершить оценку – это значит выразить результаты проверки. Причем это выражение может быть как качественное, так и количественное. Если мы количественно выражаем результаты нашей оценки, мы это называем отметкой. Т.о. отметка – это количественное выражение оценки. Для того чтобы выставить отметку, мы производим оценку в соответствии с той или иной шкалой (в школе от 1 до 5 – не полностью используется), экзамен (по 4-балльной шкале) и зачет (двухбалльная шкала).
Не всегда контроль сопровождается оценкой. Учитель может осуществлять контроль, но не выставлять отметку детям; вообще может не оценивать проверку. Так, учитель русского языка может для себя захотеть ответить на вопрос: насколько дети хорошо осваивают те или иные правила правописания. Он собирает тетрадки, после чего он делает для себя выводы и раздает ученикам тетради; в тетрадях нет записей, он ничего не комментирует.
Иногда учителя указывают ребенку на ошибку (около доски, либо преподаватель проходит по рядам и говорит: перерешай, пожалуйста), т.е. явного оценивания нет, хотя какие-то элементы оценки есть. Т.е. необязательно контроль реализовывается в полном акте – от постановки цели до выставления оценки. Он может быть в несколько сокращенном виде.
Почему контроль решается по-разному? Зависит от задач контроля.
Задачи контроля:
1.Установление готовности учащихся к восприятию и усвоению новых знаний. Когда это делается учителем? Когда идет актуализация (повторяют определения, проверяют домашнюю работу). Если ученики что-то не понимают, то мы актуализируем, разбираем и готовим учеников к усвоению новых знаний.
2.Выявление трудностей, ошибок учащихся и причин их возникновения Чаще всего эта задача реализуется на начальном этапе закрепления знаний. Объяснили новый материал – далее вопросы.
3.Определение эффективности методов и форм обучения. Удачные ли формы, методы, средства обучения? Как без контроля разберешься? Очень трудно.
4.Выявление степени правильности, объема, глубины усвоения учебного материала. Это происходит на экзамене в институте. Насколько правильно я понимаю материал, насколько глубоко, в каком объеме.
Это мы рассмотрели контроль со стороны учителя (с точки зрения внешней обратной связи). Но контроль выполняет определенные задачи и для ребенка, самого ученика.
5.Ориентация учеников в их подлинных успехах, побуждение к ликвидации обнаруженных пробелов и недочетов.
Т.е. чем ценен контроль для ученика? Когда осуществляется контроль, ученик начинает понимать, что он знает, а что не знает. Если он что-то не знает, то мы должны стимулировать его к ликвидации пробелов.
6.Формирования у учащихся правильного представления о необходимом уровне овладения учебным материалом, выработка адекватной самооценки своих возможностей.
А ведь можно и так организовать контроль, что у ученика будет неадекватная самооценка своих учебных возможностей.
Вопрос: а есть воспитывающие функции у контроля? Ответ: да, он дисциплинирует учеников, прививает чувство ответственности, приучает к систематической работе и т.д. Т.е. контроль помогает выработать качества, которые будут необходимы ученикам в жизни.
3) Учет результатов обучения