Характеристика различных возрастов школьников
Возраст |
Ведущ. вид дея-тель-ности |
Физиологические особенности |
Психологические особенности |
Личностные особенности |
Для чего возраст сензитивен |
Рекомен-дации по воспита-нию |
Млад-ший школь-ный возраст |
Учебная деятель-ность. |
Интенсивное развитие центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов.
Процессы возбуждения преобладают, и это определяет повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. Ярко протекал этот период у юного Пушкина. Современники отмечали, что когда мальчику минуло 7 лет, прежняя сонливость сменилась вдруг резвостью и шалостями, переходящими всякие границы. Из робкого, неповоротливого, молчаливого он вдруг превратился в необузданного, темпераментного, насмешливо-остроумного. Мальчик постоянно вызывал упреки, порицания, нервные вспышки родителей и гувернеров.
Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме).
Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. |
Кризис 7 лет. Ребенок не слышит слов взрослых; спорит; не случается; манерничает, проявляя несвойственную– рассудительность и взрослость.
Появляются новообразования: утрата детской непосредственности, появляется смысловая ориентация – прежде чем что-то сделать, начинает думать, этические нормы становятся внутренними, формируются познавательные и социальные мотивы.
Психические функции (восприятие, память, речь, воображение, внимание, мышление) развиваются в сторону произвольности и индивидуализации. |
Учебная деятельность формирует мотивацию, самооценку, ответственность, дисциплинирован-ность, целеустремлен-ность, трудолюбие, развивает волю, прилежание, обогащает знаниями и нравственно. Человек становится более приспособленным к жизни, расширяется кругозор. В конечном итоге, формируется мировоззрение. |
Готовность усваивать, доверчивое отношение к авторитет; вера в истинность всего, чему учат; способность к обучаемости. |
Необходимо приучать ребенка к самостоятельности, прививать чувство ответственности, проводить коррекцию социального поведения, развивать понятия о добре и зле. |
Возраст |
Ведущ. вид дея-тель-ности |
Физиологические особенности |
Психологические особенности |
Личностные особенности |
Для чего возраст сензитивен |
Рекомендации по воспитанию |
Под-ростко-вый период |
Интимно-личност-ное общение, общение со сверстниками |
Развиваются вторичные половые признаки; ускоряется рост; повышается активность сальных желез, что часто приводит к появлению угрей на лице;
возбуждение нервных процессов преобладает над торможением; повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации |
Образное мышление уступает место абстрактному. Характерна эмоциональная неустойчивость - попеременное проявление полярных свойств психики: целеустремленность сочетается с импульсивностью; самоуверенность с ранимостью и неуверенностью в себе; возвышенность чувств может уживаться с циничностью, даже жестокостью. Становление характера, переход от детства к самостоятельности делает подростка чувствительным к неблагоприятным влияниям среды. |
1. Центральное новообразование - "чувство взрослости». Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, учебы.
2. Развитие самосознания (формирование "Я-концепции", т.е. системы внутренне согласованных представлений о себе).
3. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.
4. Интерес к противоположному полу.
5. Повышенная возбудимость, неуравновешенност. 6. Заметное развитие волевых качеств. 7. Потребность в самоутверждении. |
Подъем энергии, широта склонностей, потребность испытать свои силы, стремление к самоутверждению. |
1. Необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть. 2. Необходимо показать своими поступками, что Вам можно доверять 3. Поддерживать положительные начинания. 4. Культивировать значимость образования 5. Стараться вкладывать в сознание приоритеты. 7. Научиться задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желания избегать разговора с Вами. Например, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе? 8. Никогда не ругайте ребенка обидными словами. Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых. Положительно оценивайте своего ребенка. 9. Живите во имя своего ребенка - проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу и радуйтесь даже незначительным успехам. 10. Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в Вас союзников. 11. Верьте в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе. |
Возраст |
Ведущ. вид дея-тель-ности |
Физиологические особенности |
Психологические особенности |
Личностные особенности |
Для чего возраст сензитивен |
Рекомендации по воспитанию |
Период ранней юности |
Учебно-профессиональная деятельность |
Завершается созревание всех жизненно важных систем: крови, кровообращения, дыхания, пищеварения и выделения. Одновременно происходит стабилизация нервной системы. |
Развитие мышления характеризуется более совершенным уровнем формальных операций. У старшеклассников отмечается способность к индукции и дедукции. Молодые люди уже умеют оперировать гипотезами.
Развитие внимания характеризуется высокой переключаемостью, распределяемостью, устойчивостью, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп работы.
В развитии памяти растем продуктивность опосредованного запоминания.
Развитие когнитивных процессов у старшеклассников достигает такого уровня, что они оказываются готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека. |
Возникает особый интерес к общению со взрослыми. С родителями обсуждаются жизненные перспективы, главным образом профессиональные. Однако к доверительному общению со взрослыми старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, а общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным.
Самооценка старшеклассников в целом выше, чем у подростков; повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Можно говорить об общей стабилизации личности в этот период.
|
Новый уровень сознательности, обогащение нравственной сферы, поиск жизненной перспективы, склонность к самовоспитанию, усиление специальных склонностей и интересов. |
В этом возрасте часто занимаются самовоспитанием. Главное – чтобы перед глазами был правильный пример. |