Общеучебные умения и навыки
Общеучебные умения и навыки - это умение учиться. В основном формируются в начальной школе. Далее – дополняем.
Навык заучивания текстов не годится в средней школе. Надо учить разбивать текст на части, выделять главное, составлять план прочитанного.
Учебно-организационные: научно организовать труд (место, последовательность выполнять действия, знать к кому обратиться за помощью, планирование)
Инструментальные умения: измерительные умения (пользоваться линейкой, весами, транспортиром).
Оценочные умения: оценка разных точек зрения, ответ 1,5 землекопа или велосипедист едет со скоростью 3 м/час – уметь соотнести цель и задачу с результатом, умение рецензировать ответ товарища.
Навыки самоконтроля: определение проблем и их причин, гиперактивные дети – нет навыков самоконтроля.
Пример 1:
Ребенок не успевает делать домашнюю работу. Сел после 5-го напоминания. На столе – множество посторонних вещей. В конце концов, достает портфель, медленно рассматривает все содержимое портфеля. Покатилась ручка – залез под стол, увидел машинку, поиграл с ней.
Не развиты организационные навыки и навыки самоконтроля. Как помочь?
- Составить режим дня, ввести ограничения (не сделаешь д/з – не включишь компьютер);
- отрабатывать научную организацию труда (ничего должно быть на столе отвлекающего; выполнил предмет – убрал книги по этому предмету; взял другой предмет);
- некоторые функции самоконтроля переложить на родителя (как только привык – контроль надо потихоньку убирать, иначе: я получил три – это мама виновата, т.к. она плохо проверила);
- осознание того, что у него остается больше времени на хорошие вещи (объяснить плюсы организации труда);
- научить организовать выполнение домашней работы – научить читать и понимать, анализировать;
- привить чувство времени; поставить будильник – должны быть определенные интервалы, промежутки. Хорошо иметь песочные часы на разное время. Отвлекся – увидел, что время ушло.
- развить концентрацию внимания; произвольность поведения, волевые качества. Больше нужно играть в настольные игры (шашки, шахматы, уголки) – в игре вырабатывается внимание и произвольность поведения (доведения дела до конца). Дети не прошли школу игры à не развиты.
Пример 2:
Допустим, дети учат доказательство теоремы, как стихи. Определим, какие умения и навыки не развиты, как их развить.
Не развиты интеллектуальные умения. Нет умения ответить на вопрос.
Как исправить ситуацию – работать над тем, чтобы они понимали доказательства. Научить разбивать доказательство теоремы на более простые части.
Как отучить заучивать дословно – вызывать к доске и осмысленно объяснять, спрашивать или давать аналогичную задачу (например, дать чертеж, по-другому расположенный или с другими буквами).
В первую очередь, надо понять проблему. А потом найдем способы, как решить эту проблему.
justify;text-indent:-18.0pt;mso-list:l0 level1 lfo1'>6) Комбинирование ранее усвоенных способов деятельности применительно к возникшей проблеме.
(С педагогическойточки зрения) Творческая деятельность – это деятельность, которая состоит в создании субъективно или объективно качественно нового продукта, процесс которого требует проявления одной или нескольких указанных процедур. Она требует отыскания своего пути решения, найти много вариантов решения.
Но нельзя вести обучение только на уровне творческой деятельности, т.к. творчество строится на том, что известно + это не каждому посильно. Репродукция – это основа, базис, на котором строится и развивается творческая деятельность. Должен быть баланс репродукции и творчества. Цель – соблюдать баланс между репродукцией и творчеством.
Иначе при преобладании творчества будут пробелы в знаниях, и творческая деятельность станет непосильной. При преобладании репродукции не будет мотивации учения.