Своеобразие педагогического конфликта
Основные виды межличностных конфликтов в педагогической практике:
ученик — ученик;
ученик — учитель;
учитель — учитель.
Конфликт ученик-ученик
Большая часть конфликтов среди учеников возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Конфликтные ситуации между учениками устраняются руководителем класса, который должен найти каждому лидеру свою специфическую сферу лидирования, иногда вместе с родителями.
Конфликт «ученик — учитель»
Межличностные конфликты между учениками и учителями возникают в старших классах. В младших классах учитель для ученика — такой же непререкаемый авторитет, как и родители, поэтому межличностных конфликтов не возникает. В подростковом возрасте происходит изменение личности, отстаивается позиция «Я — взрослый», реакция на нетактичные замечания становится гораздо острее, в результате возникают конфликтные ситуации с преподавателем.
Конфликты между учителем и учениками могут возникать из-за несправедливых оценок. Некоторые учителя занижают оценки, другие – завышают. Обе стратегии потенциально конфликтны. Завышенные оценки отучают хороших учеников от активной учебы, заниженные оценки воспринимаются классом как произвол учителя. Необходима справедливая оценка знаний учеников.
Конфликт может возникнуть из-за поведения учащегося. В этом случает педагогу необходимо стараться заинтересовать учащегося интересными заданиями, занять на уроке.
В целом, следует сказать, что конфликтная ситуация для подростка должна стать воспитательной. В их разрешении педагог должен учитывать возрастные особенности, мотивы и стремления конфликтующих сторон.
Конфликт «педагог — педагог»
Выделяют несколько вариантов поведения в среде преподавателей:
1) Соперничество учителя, только достигающего высокого уровня профессиональной деятельности, с ранее признанными авторитетами. Такой учитель может распространять негативную информацию о признанных авторитетах; начинается нездоровое соперничество, чреватое межличностными конфликтами;
2) Поведение, подчеркивающее степень превосходства опытных преподавателей над молодыми, когда они позволяют себе снисходительно поучать их, выражать недовольство их методами, навязывать в виде образца свою методику;
3) Создание некоторыми преподавателями благоприятного впечатления о себе не продуктивной деятельностью, а имитацией ее участием в различных общественных мероприятиях, саморекламой и т.п.