Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Понятие индивидуализации и дифференциации

Понятие индивидуализации и дифференциации

 

Понятно, что каждый ученик отличается от другого ученика бесконечным количеством свойств. Нужно ли учитывать индивидуальные отличия учеников в процессе обучения?

 

«Своеобразность детей терпима в семье, но не в школе. В школе нужно, чтобы дети действовали по шаблону». Цитата Гегеля. Многие преподаватели реализуют именно этот подход. В Японии нет понятии индивидуализации и дифференциации. В Японии все связано с коллективом.

 

Блонский:

Чем отличается хороший учитель от плохого? «У плохого учителя все ученики одинаковые, у хорошего учителя все ученики разные».

 

Теоретическим обоснованием (теоретической основой) требования индивидуализации является концепция развивающего обучения, согласно которой обучение тогда эффективно, когда оно опирается на зону ближайшего развития. А зона ближайшего развития (ЗБР) у каждого ребенка своя.

 

Определение индивидуализации:

Ингиунг: «Индивидуализация – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.»

 

Индивидуализация имеет не абсолютный, а относительный характер. В чем он проявляется? 1. Учитываем не все индивидуальные особенности, а отдельные; 2. Учитываем не на всем уроке, а на каких-то этапах урока; 3. Учитываем инд. особенности не всех учеников, а групп учеников.

 

Индивидуализация реализуется через принцип индивидуального подхода.

Индивидуальный подход. Рабонский: «Это форма общения воспитателя (педагога) с воспитанником, при которой педагог направляет свои усилия на то, чтобы помочь выявить воспитаннику его индивидуальные свойства, способности, дарования; обеспечить его оптимальное развитие и воспитать умение находить в разных учебных и жизненных ситуациях свой индивидуальный стиль деятельности».

 

Обычно индивидуальный подход воспринимается как учет индивидуальных особенностей. Но не только в этом индивидуальный подход. Надо помочь ученику выявить свои инд. способности (разобраться в себе), помочь приспособить индивидуальные свойства к решению жизненных ситуаций.

 

Если не очень хорошо развито абстрактное мышление или память - надо помочь развить память, научить запоминать материал.

 

Ученики обычно сами отыскивают способности и приспосабливают к процессу обучения. Лучше этому учить.

 

Дифференциация

Дифференциал – разделение.

Дифференциация – разделение учащихся на группы на основании каких-либо особенностей для раздельного обучения. Т.е. когда мы делим детей по какому-либо признаку или ряду признаков на группы и обучение в этих группах каким-либо образом отличается, то мы осуществляем дифференциацию.

 

Какие задачи решаются с помощью дифференциации и индивидуализации?

Главная дидактическая задача индивидуализации и дифференциации (ИиД) – это разрешение противоречий между коллективной формой обучения и индивидуальным характером усвоения знаний.

 

В мире преобладает классно-урочная система. В нашей стране – это основная система. Основной недостаток классно-урочной системы – это ориентация на среднего ученика. Этот недостаток м. снять при помощи индивидуализации и дифференциации.

 

Какие особенности мы будем учитывать? (какие учитываются в первую очередь)

Перечислим особенности, которые необходимо учитывать в процессе обучения:

I)Группа, в которую входят индивидуальные различия в обучаемости детей (обучаемость – это способность ученика в более короткий срок достигать более высокого усвоения знаний; обучаемость включает в себя особенности мыслительной деятельности, особенности развития внимания, памяти, мышления, мотивации, ЗУН).

II)Различие в мыслительной деятельности. Например, у одного ребенка частное, конкретное, у другого абстрактное мышление. Эти особенности сами по себе не обеспечивают успех в обучении, но их нужно учитывать, чтобы обучение было успешным. Пример. Преподаватель рисует яблоко, бьет его на части, подписывает их – биты и т.д. Это для детей с наглядным мышлением.

III)Индивидуальные различия личности школьников. Например, отношение к учению, характер интересов ребенка, умение организовывать свою учебную работу, развитие тех или иных способностей …. Все это необходимо учитывать в процессе обучения. Причем в эту группу входят и различия, которые обусловлены типом нервной системы ребенка. Вот на этих различиях мы и остановимся.

 

Тип нервной деятельности – учет в обучении.

Прежде чего что мы должны учитывать в процессе обучения то, что дается природой, что мы не можем изменить, – это скоростные особенности нервной системы и сила нервной системы.

 

Скоростные особенности нервной системы. Как определить? Смотрим по проявлению тех или иных показателей. Наблюдаем. Если у ребенка быстрый темп движений, реакция, речь, если у ребенка склонность к обобщению, если высокая частота отвлечений при монотонной работе, с одной стороны; если быстрая приспособляемость к изменившийся ситуации, ребенок переходит быстро с одного вида деятельности на другой, с другой стороны, то это ученики с высоколабильной нервной системой, или подвижным типом нервной системы.

 

Если этого нет, или все наоборот, то это низколабильная психика, или инертный тип нервной системы.

 

Т.е. это «живчики» и «тормоза». Большинство – по середине. Тип нервной системы остается на всю жизнь. Однако приходит способность контролировать себя.

 

Разные типы нервной системы по-разному учатся. Ученики с подвижным типом НС не готовят вопрос заранее – выдают вопрос сразу. Могут заниматься одновременно несколькими делами. Например, при выполнении домашней работы они могут делать несколько дел одновременно. Примером хрестоматийным подвижной НС является Пушкин.

 

Для подвижных учащихся: нужно попытаться выработать у таких учеников самоконтроль, акцентировать внимание на повышении качества работы – такие ученики работают быстро, но делают много нелепых ошибок. Научить преодолевать таких детей чувство монотонности – такие дети не любят однообразную работу репродуктивного типа, теряя к ней быстро интерес. Надо пытаться найти какие-то мотивы, чтобы научить их выполнять репродуктивную деятельность. Пример. У учительницы начальных классов ученик не дорисовывал крючочки до конца строки. Учительница попросила представить забор, за которым сидит собака. Если не дорисовать забор, собака выбежит и всех покусает.

 

Ученики низколабильные – тянут время: пока встанет, пока повторит вопрос, потом пауза, потом еле-еле говорит. Этим детям нужен период вживания, что нужно учитывать при фронтальном опросе. Нельзя торопить таких учеников, нельзя спрашивать первыми. Они часто не слушают ответы предыдущих, а готовят следующие вопросы. Нередко преподаватель не соотносит свой тип НС с НС ученика. Если ученик молчит, учитель воспринимает это как незнание. Таких детей можно отправлять готовить вопрос заранее на другую сторону доски.

 

Тормозы. Важно показать, что успехи в учебе зависит от качества подготовки.

 

 

Сила нервной системы.

Что является показателем силы НС: устойчивость по отношению к стрессовым ситуациям, быстрая восстанавливаемость, высокая работоспособность. Люди с железными нервами. Или, бывает, сделаешь замечание ребенку, а он уже плачет.

 

Временно повышать оценки ученикам со слабой НС можно, но нельзя это делать постоянно.

 

Люди с сильной НС – это люди с высокой работоспособностью. Но не всегда так. работоспособность может снижаться: если человек болел, или сильно загружен.

 

Хотели ли вы иметь сильную НС? А нужно ли это? Сила нервной системы обратно пропорциональна чувствительности: . Толстая подкожная броня. Можно проверить по порогу чувствительности.

 

Ученики с сильной и слабой НС по-разному ведут себя. Ученики с сильной НС легко справляются со сложными заданиями. Ученики со слабой НС трудно справляются со сложными заданиями. Почему? Решение тяжелого задания требует большого напряжения. Ученикам со слабой НС плохо преодолевают это напряжение. Но это не значит, что они не смогут справиться со сложным заданием. Для этого им надо предоставить больше времени.

 

Как работать с учениками со слабой НС? К ним нужно предъявлять особый такт, особое бережное отношение, т.к. эти дети обладают высокой чувствительностью. Замечание, сказанное суровым тоном, может вывести из равновесия, сбить рабочий настрой. + Эти дети обладают повышенной утомляемостью – их не надо спрашивать в конце урока или в конце рабочего дня. Лучше вызывать в начале 2-го урока, а не в конце 6-го. Им нужно соблюдение режима. Таких детей нужно научить расходовать силы – приспосабливаться. Такие дети после школы спят, после чего делают д/з.

 

При работе с учениками с сильной НС. Научить навыкам саморегуляции. Когда они работают в группе, они становятся лидерами и могут активностью подавить других детей. Нужно так распределять работу в группе, чтобы они не подавляли, давали возможность другим ученикам проявить себя.

 

Что касается детей со способностями. Тщательно диагностируйте способности детей, особенно одаренность. Если мы неправильно продиагностируем, т.е. посчитаем, что ребенок одарен, а он просто старательный и еще с не очень крепкой НС, и будем нагружать его еще больше и больше, то мы создадим тяжелую школьную ситуацию для этого ребенка.

 

Сейчас принимается новый стандарт педагога – перечислены все проф. характеристики. Педагог должен уметь работать со всеми учениками – и с одаренными, и с неодаренными.

 

 

Пути и средства реализации индивидуализации и дифференциации

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.