Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Сознание

Сознание

 

Сознание – это загадочный феномен природы.

 

Исследователи (из России) сознания:

М.М. Батин,

Н.А. Берштейн,

Л.С. Выготский,

А.В. Запорожец,

В.П. Зинченко,

А.Н. Леонтьев,

М.К. Мамардашвили,

С.Л.Рубинштейн.

 

Наука не нашла ответа на вопрос, какова природа сознания.

 

Очевидна эволюция изменения суждения сознания. Эволюция связана с тем, что основная проблема человечества – это проблема его выживаемости, предотвращение экологической катастрофы. Многие ученые задумались о месте человека в мире. Они пытаются понять природу сознания и памяти.

 

Сознание и память может отправить далеко в прошлое или в будущее; помогают решать творческие задачи.

 

Сознание – ключевое понятие не только в психологии, но и в философии. В философии понятие сознания раскрывается через понятие материи. Основной вопрос философии. Что первично? Материя или сознание.

 

Анализ сознания будет не полным, если мы не выясним вопрос его происхождения. Есть различные подходы к происхождению сознания. В стремлении решить этот вопрос возникла реалистическая теория отражения. В этой теории возникновения сознания (как и информации) связывают с фундаментальным свойством материи - отражением. Считается, что сознание наряду с такими свойствами материи, как время, пространство, движение, информация существуют вместе одновременно. Под отражением подразумеваются свойства материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем, т.е. сохранять в себе их отпечаток и отражение. Любая материальная система при взаимодействии с другой системой обладает способностью сохранять отпечаток другой системы. В этой теории сознание выступает высшей формой такого отражения, т.к. есть:

  • 1 уровень отражения - физико-химическое отражение в неживой природе (взяли два материальных объекта, они взаимодействуют, идет физико-химическое отражение в неживой природе).
  • 2 уровень - биологическое взаимодействие (с  помощью органов чувств);
  • 3 уровень - сознание – (высший уровень отражения). Возникло в социальной системе на основе труда и общения людей. Общение имеет наиболее существенное значение для развития сознания человека. Именно общение является формой социальной деятельности человека.

 

Сознание является отражением высшей формы деятельности человека. В этой теории считается, что именно социализация человека (деятельность человека) развивает его сознание.

 

В этом смысле любопытным является представление информации, которое дал Винер (кибернетическая теория информации). Информация – это отражение содержания, полученного человеком из внешнего мира путем приспособления человека к этому миру, путем приспособления ему наших чувств. В рамках теории отражения получается, что человек или другой материальный объект, взаимодействуя с другой материальной системой, отражает ее в себе, изменения в этой системе; для человека формируется образ, он отражается в сознании и, таким образом, появляется информация. Информация – отраженное многообразие мира, который нас окружает. Это представление об информации общефилософское. Оно достаточно популярно.

 

Сознание – высшая форма такого отражения. Сознание – это высшая форма психического отражения действительности и саморегуляции, присущая только человеку как общественно-историческому существу. Сознание формируется в процессе общения, опосредуется речью, направлено на преобразование окружающего нас мира и связано с самосознанием, которое ориентируется на внутренний мир человека. Так, дети-маугли они формируются вне социума, у них отсутствует речь, и о формировании сознания у них говорить трудно. Они отражают действительность на уровне чувств (биологического взаимодействия). Именно наличие речи (общение с себе подобными - социальное общение) формирует сознание.

 

В научной литературе описывается структура сознания, и выделяются его особенности.

 

Сознание – явление двумерное. Она включает в себя:

1)информацию о внешнем мире (внешних объектах). Сознание формирует картину мира, мировоззрение субъекта, и в эту картину мира включен сам человек.

2)направлено на самого носителя сознания (самого себя). В этом случае сознание выступает как самосознание. Самосознание – осознание человеком своей деятельности, своих мыслей, своих чувств, своих потребностей. Именно наличие у человека самосознания позволяет человеку самопознавать себя, что является основой психологии. Способность осуществлять самопознание (т.е. направлять психическую деятельность на самого себя) является уникальным свойством человека, которое отличает человека от животных. В процессе самопознания человек осознает смысл собственной жизни, развивает свои умственные, нравственные, профессиональные качества и совершенствуется.

 

Конечно, сознание и самосознания связаны тесно с бессознательным. У Фрейда бессознательное противопоставляется сознанию. Решающая роль в концепции Фрейда отводится подсознанию, которое проявляется, прежде всего, во сне, под гипнозом.

 

Хотя существуют и другие трактовки сознательного - бессознательно. В рационализме Декарта выделялся приоритет сознания (мышления), особенно рационального сознания, мышления; и в когнитивной психологии, и в гештальтпсихологии – сознательное было на первом месте.

 

Сознание включает в себя несколько основных структурных блоков:

1)Познавательные процессы -

a.Ощущение (компьютер шершавый, котик – мягкий);

b.Восприятие;

c.Представление;

d.Мышление;

e.Память;

f.Язык;

g.Речь.

С ребенком рисуем, поем, лепим. Он познает мир разными способами. Если посадить за компьютер, то его познание будет однонаправленным.

 

2)Волевые процессы - связаны с принятием решений, с некоторыми волевыми усилиями.

 

3)Эмоциональное состояние:

a.Позитивное,

b.Активное.

 

Существенные черты феномена сознание, которые наиболее часто встречаются в педагогической и психологической литературе.

 

  1. Сознание динамично, подвижно, изменчиво.

 

Это означает, что в фокусе сознания с утра до вечера (даже во сне) появляются, сменяя друг друга, мысли, образы, представления (оно всегда работает, оно подвижно и изменяется). Еще Демокрит говорил, что все течет, все изменяется, и сознание напоминает течение реки (в одну реку нельзя войти дважды).

 

  1. Сознание никогда не существует в чистом виде, т.е. изолированно от конкретного носителя. Оно всегда привязано к субъекту. Даже есть термин «субъектность сознания». Все произведения человеческой культуры первоначально возникло в сознании творца. Микеланджело отсек лишнее и получилось творение.

 

  1. Сознание не возникает на пустом месте. Сознание – это результат общественного взаимодействия в обществе. Индивидуальное сознание связано с общественным сознанием. Связь выражается через речь, язык; именно в этом воплощается опыт человеческой культуры. Вот почему язык надо беречь. Общество, которое старается сохранить себя как аутентичное общество, уделяет много внимания языку. Если нет языка, нет национальной культуры или она ограничена. Через язык и речь человек меняется и приобщается к общественному сознанию.

 

  1. Сознание активно. Сознание не только отражает мысль, но и активно творит его. Это означает, что у животных психика работает на приспособление к окружающему миру, а у человека – на то, чтобы мир приспособить под себя. И сознание реализуется в предметно-практической деятельности через удовлетворение потребностей человека.

 

  1. Сознание может не только отражать реальный мир, но и создавать идеальные конструкции, которым нет аналогов. Человек может рисовать в своем сознании то, что никогда не существовало или даже не будет существовать. Многие живут в мнимом мире (нарисованном): виртуальные миры, виртуальная жизнь – образы, которые вряд ли будут реализованы. Они сознаны в сознании. Через интернет они становятся общественными виртуальными образами. Вопрос психологического плана. А как сознание ребенка сопрягается с виртуальными мирами. Что получается? В крайнем случае, уход от реального мира. Затухает предметно-практическая деятельность учащегося. Потребности видоизменяются.

 

Итак,

Сознание – это субъективный образ мира, который сложился у конкретного человека, соответствует характеру его деятельности, содержанию жизни человека. Материальной основой псих. процессов являются процессы нейро-психологические. Мы не знаем, как устроен мозг. Понимаем лишь отдельные процессы. Но это позволяет создавать искусственные системы, которые моделируют нейро-психологические процессы в мозгу человека. Так, искусственный интеллект моделирует процессы мозга, но это не сознание.

 

Искусственный интеллект – важнейший раздел информатики, уже базового курса. Наши знания расширяются, и мы реализуем их в практической деятельности. Мы создаем системы, моделирующие процессы мозга. Можно моделировать социальное поведение. Моделировать сознание, конечно же, мы не можем.

 

Понятие деятельности, его свойства, функции.

 

Контрольные вопросы (с ответами) к теме "Сознание"

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.