Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Архив записей
Избранное
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
СознаниеСознание
Сознание – это загадочный феномен природы.
Исследователи (из России) сознания: М.М. Батин, Н.А. Берштейн, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, М.К. Мамардашвили, С.Л.Рубинштейн.
Наука не нашла ответа на вопрос, какова природа сознания.
Очевидна эволюция изменения суждения сознания. Эволюция связана с тем, что основная проблема человечества – это проблема его выживаемости, предотвращение экологической катастрофы. Многие ученые задумались о месте человека в мире. Они пытаются понять природу сознания и памяти.
Сознание и память может отправить далеко в прошлое или в будущее; помогают решать творческие задачи.
Сознание – ключевое понятие не только в психологии, но и в философии. В философии понятие сознания раскрывается через понятие материи. Основной вопрос философии. Что первично? Материя или сознание.
Анализ сознания будет не полным, если мы не выясним вопрос его происхождения. Есть различные подходы к происхождению сознания. В стремлении решить этот вопрос возникла реалистическая теория отражения. В этой теории возникновения сознания (как и информации) связывают с фундаментальным свойством материи - отражением. Считается, что сознание наряду с такими свойствами материи, как время, пространство, движение, информация существуют вместе одновременно. Под отражением подразумеваются свойства материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем, т.е. сохранять в себе их отпечаток и отражение. Любая материальная система при взаимодействии с другой системой обладает способностью сохранять отпечаток другой системы. В этой теории сознание выступает высшей формой такого отражения, т.к. есть:
Сознание является отражением высшей формы деятельности человека. В этой теории считается, что именно социализация человека (деятельность человека) развивает его сознание.
В этом смысле любопытным является представление информации, которое дал Винер (кибернетическая теория информации). Информация – это отражение содержания, полученного человеком из внешнего мира путем приспособления человека к этому миру, путем приспособления ему наших чувств. В рамках теории отражения получается, что человек или другой материальный объект, взаимодействуя с другой материальной системой, отражает ее в себе, изменения в этой системе; для человека формируется образ, он отражается в сознании и, таким образом, появляется информация. Информация – отраженное многообразие мира, который нас окружает. Это представление об информации общефилософское. Оно достаточно популярно.
Сознание – высшая форма такого отражения. Сознание – это высшая форма психического отражения действительности и саморегуляции, присущая только человеку как общественно-историческому существу. Сознание формируется в процессе общения, опосредуется речью, направлено на преобразование окружающего нас мира и связано с самосознанием, которое ориентируется на внутренний мир человека. Так, дети-маугли они формируются вне социума, у них отсутствует речь, и о формировании сознания у них говорить трудно. Они отражают действительность на уровне чувств (биологического взаимодействия). Именно наличие речи (общение с себе подобными - социальное общение) формирует сознание.
В научной литературе описывается структура сознания, и выделяются его особенности.
Сознание – явление двумерное. Она включает в себя: 1)информацию о внешнем мире (внешних объектах). Сознание формирует картину мира, мировоззрение субъекта, и в эту картину мира включен сам человек. 2)направлено на самого носителя сознания (самого себя). В этом случае сознание выступает как самосознание. Самосознание – осознание человеком своей деятельности, своих мыслей, своих чувств, своих потребностей. Именно наличие у человека самосознания позволяет человеку самопознавать себя, что является основой психологии. Способность осуществлять самопознание (т.е. направлять психическую деятельность на самого себя) является уникальным свойством человека, которое отличает человека от животных. В процессе самопознания человек осознает смысл собственной жизни, развивает свои умственные, нравственные, профессиональные качества и совершенствуется.
Конечно, сознание и самосознания связаны тесно с бессознательным. У Фрейда бессознательное противопоставляется сознанию. Решающая роль в концепции Фрейда отводится подсознанию, которое проявляется, прежде всего, во сне, под гипнозом.
Хотя существуют и другие трактовки сознательного - бессознательно. В рационализме Декарта выделялся приоритет сознания (мышления), особенно рационального сознания, мышления; и в когнитивной психологии, и в гештальтпсихологии – сознательное было на первом месте.
Сознание включает в себя несколько основных структурных блоков: 1)Познавательные процессы - a.Ощущение (компьютер шершавый, котик – мягкий); b.Восприятие; c.Представление; d.Мышление; e.Память; f.Язык; g.Речь. С ребенком рисуем, поем, лепим. Он познает мир разными способами. Если посадить за компьютер, то его познание будет однонаправленным.
2)Волевые процессы - связаны с принятием решений, с некоторыми волевыми усилиями.
3)Эмоциональное состояние: a.Позитивное, b.Активное.
Существенные черты феномена сознание, которые наиболее часто встречаются в педагогической и психологической литературе.
Это означает, что в фокусе сознания с утра до вечера (даже во сне) появляются, сменяя друг друга, мысли, образы, представления (оно всегда работает, оно подвижно и изменяется). Еще Демокрит говорил, что все течет, все изменяется, и сознание напоминает течение реки (в одну реку нельзя войти дважды).
Итак, Сознание – это субъективный образ мира, который сложился у конкретного человека, соответствует характеру его деятельности, содержанию жизни человека. Материальной основой псих. процессов являются процессы нейро-психологические. Мы не знаем, как устроен мозг. Понимаем лишь отдельные процессы. Но это позволяет создавать искусственные системы, которые моделируют нейро-психологические процессы в мозгу человека. Так, искусственный интеллект моделирует процессы мозга, но это не сознание.
Искусственный интеллект – важнейший раздел информатики, уже базового курса. Наши знания расширяются, и мы реализуем их в практической деятельности. Мы создаем системы, моделирующие процессы мозга. Можно моделировать социальное поведение. Моделировать сознание, конечно же, мы не можем.
Понятие деятельности, его свойства, функции.
|
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
|