Репродуктивная и продуктивная деятельность
Познавательная деятельность может иметь воспроизводящий (репродуктивный – по образцу) или творческий (имеется в виду для себя) характер
Творчество бывает для других (для общества) и для себя. Например, для других – квадрат Малевича. Среди детей нет такого творчества. Им трудно создать то, чего нет в этом мире. Мы будем рассматривать творчество для себя (по Лернеру – дидакт). Иногда творчество для других и для себя совпадает - Надя Рушина (девочка-художница: я как бы вижу картинки, просто их обвожу), Бах.
Итак, творчество – это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых для него ценностей, т.е. важная для создания личности как общественного субъекта. Например, когда сам ребенок нашел для себя геометрический способ решения задачи (без подсказок со стороны учителя).
Характеристики творческой деятельности: доля неопределенности, новизна, оригинальность, отход от шаблона, целесообразность.
Воспроизводящая (репродуктивная) деятельность – это деятельность, заданная по шаблону или образцу, это алгоритмизированная деятельность. Действие, составляющее эту деятельность, выполняется механически.
Цель, структура, задачи, предметные операции репродуктивной деятельности задаются учителем. Мотив репродуктивной деятельности не совпадет с целью репродуктивной деятельности. Например, печатаю лекцию. Мотив – записать лекцию. Цель – сдать хорошо экзамен, получить знания. В творческой деятельности мотив этой деятельности лежит в самой этой деятельности.
Но одна и та же деятельность для одного человека будет репродуктивной, а для другого – творческой. Для ребенка письмо – творческая деятельность. Или пересказ – тоже есть элемент творчества: ребенок что-то припоминает. Нет чисто репродуктивной деятельности и нет чисто творческой деятельности.
Элементы творчества:
- Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию. Например, известна формула (a+(-)b)^2. Задача – возвести в квадрат трехчлен (a+b-c)^2=(a+(b-c))^2, т.е. два раза применить формулу.
- Видение проблемы в знакомой ситуации. А что будет, если мы изменим. Дети умеют увидеть в хорошо знакомом задачу - это признак креативности.
- Видение новой функции объекта. Например, как можно оригинально использовать тот или иной предмет, - это проявление креативности.
- Определение структуры объекта (проблемы). Когда ученик может увидеть проблему, сформулировать ее – элемент творчества.
- Видение альтернативы решения проблемы.
- Комбинирование ранее усвоенных способов деятельности применительно к возникшей проблеме.
(С педагогическойточки зрения) Творческая деятельность – это деятельность, которая состоит в создании субъективно или объективно качественно нового продукта, процесс которого требует проявления одной или нескольких указанных процедур. Она требует отыскания своего пути решения, найти много вариантов решения.
Но нельзя вести обучение только на уровне творческой деятельности, т.к. творчество строится на том, что известно + это не каждому посильно. Репродукция – это основа, базис, на котором строится и развивается творческая деятельность. Должен быть баланс репродукции и творчества. Цель – соблюдать баланс между репродукцией и творчеством.
Иначе при преобладании творчества будут пробелы в знаниях, и творческая деятельность станет непосильной. При преобладании репродукции не будет мотивации учения.