Мультимедиа и виртуальная реальность
Немного про мультимедиа. Существует много определений данного понятия. Нужно всегда опираться на источник определения. С точки зрения информатизации образования важны различные виды воздействия на человека.
Как может преподаватель докладывать какую-то тему? Он может использовать:
1)Звук;
2)Зрительная информация;
3)Тактильная информация.
Если подкрепить звуковую информацию наглядными образами, то количество воспринимаемой информации увеличится в 100 раз.
Когда показываем детям презентацию, дети начинают подряд все оттуда списывать. Поэтому на презентацию нужно выносить лишь главные вещи.
*Задание – скачать по технике безопасности вещи, проанализировать. Соответствует ли возрасту? Для младших – важны картинки; для старших – можно использовать текст.*
Итак, в образовании важны:
1)Зрительная информация;
2)Звуковая;
3)Тактильная.
По способу восприятия информации:
1)Ассоциативная;
2)Прямая.
Если мы говорим про ассоциативную информацию, то понятно, что мы опираемся на различные ассоциации. Например, нужно донести, как выглядит животное. Мы описываем его словами. Прямая – показали картинку этого животного. Мультимедиа позволяет реализовывать звуковую и зрительную информацию; позволяет представлять прямую информацию.
Эффективность обучения можно повысить путем представления и того и другого вида информации.
Мультимедиа – спектр информационных технологий (ИС), использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя, ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем.
Если мы говорим о средствах и технологиях мультимедиа. Что они позволяют делать?
Средства и технологии мультимедиа:
1)Наложение, перемещение, визуализация информации (будут такие работы). Например, есть табличка.
Равносторонний треугольник |
Прямоугольный |
Равнобедренный |
|
|
|
Ребенок перетаскивает в таблицу треугольники. Если есть интерактивная доска, можно вызывать по очереди и просить перетаскивать соответствующие треугольники.
На информатике: по свойствам информации расположить.
1)Смещение аудиовизуальной информации - когда можно видеофрагмент разрезать на кусочки и склеить в какую-то презентацию или лекцию.
Реализация анимационных эффектов. Когда ребята делают мультики. Когда на презентации появляется что-то мигающее и сверкающее.
1)Потом эта фигура свертывается и крутится в 3D.
Если есть развертка, можно сложить в определенную фигуру.
2)Деформирование визуальной информации. Например, микроскоп – можно увеличить или уменьшить объект. Растровая и векторная графики – уменьшить и увеличить, тем самым показать различие между ними. В векторной – можно увеличивать или уменьшать, ничего не будет; в растровой – будет плохое изображение.
3)Демонстрация реально протекающих процессов. Например, наблюдение за животным в зоопарке, открыв видеокамеру, находящуюся в каком-либо зоопарке.
4)Тонирование изображения /*Этттто Тони Раут*/. Преподаватель выделяет прямоугольником определенный кусок текста, дети видят только этот текст, остальное затемнено.
5)Роль иллюстраций возросла.
a.Изображения и звуковое сопровождение.
b.Приведение примеров для наглядного и убедительного объяснения.
Т.о., мультимедиа технологии являются эффективными технологиями в обучении, т.к. им присущи следующие свойства:
1) Интерактивность (пользователь может что-то перемещать, перелистывать страницы), т.е. активное взаимодействие пользователя с тем или иным средством.
2) Интеграция различных типов учебной информации.
3) Учет индивидуальных особенностей обучающихся. Допустим, ученик медленно воспринимает информацию, посадить его за компьютер и пусть перелистывает таблички медленно. К тому же все воспринимают информацию по-разному: кто-то лучше на слух, кто-то лучше образно – таблицы, схемы. Одну и ту же информацию можно представить по-разному.
4) Гибкость, когда можем поменять средство (ПО) в зависимости от нужд.
Примеры:
Пример, который сопровождается изображением или анимацией, более привлекателен, чем обычный текст.
Демонстрация опытов с помощью мультимедиа технологий.
Перемещение в пространстве (музеи и т.д.).
Мультимедиа тренажеры по вождению.
Способствуют стимулированию когнитивных аспектов обучения, повышению мотивации, развитию навыков совместной работы, развитию у обучаемых более глубокого подхода к обучению.
Виртуальная реальность – это мультимедиа средство, представляющее звуковую, зрительную, тактильную, а также другие виды информации и создающее иллюзию вхождения и присутствия пользователя в стереоскопически представленном виртуальном пространстве, перемещения пользователя относительно объектов этого пространства в реальном времени.