Контрольные вопросы к теме "Деятельность"
- Есть ли связь между сознанием и деятельностью? Если есть, то что и как их связывает?
Да, есть. Сознание реализуется через мысль, мысль – через язык (слово). Язык – средство и продукт деятельности.
- Какое место занимает деятельность в жизни индивида?
Основное. Без деятельности нет сознания, без сознания нет индивида, личности.
- Чем речевая деятельность принципиально отличается от мыслительной деятельности?
Мыслительная деятельность оформляет сознание, а речевая деятельность – выражение мыслительной деятельности.
- Можно ли личность представить без осуществления ею какой-либо деятельности?
Нет, личность начинается тогда, когда индивид начинает самостоятельно как субъект деятельности осуществлять внешнюю деятельность по преобразованию действительности по нормам и эталонам, заданным ему извне той культурой, в лоне которой он развивается.
- Какие свойства или черты характеризуют деятельность как факт, который имеет место быть?
Понятие деятельности связано с понятиями деятель, цель деятельности, средство, материал деятельности, продукт деятельности, этапы деятельности, ожидаемый результат деятельности, мотив деятельности, коммуникация (коммуникативная деятельность), рефлексия (рефлексивная деятельность), управление (управляющая деятельность) и т.д.
- Какие функции выполняет деятельность с точки зрения развития личности?
Деятельность (в частности, речевая и мыслительная) формируют сознание и личность человека.
- Чем понятие смысла отличается от понятия значения и как они связаны с языком и сознанием?
Значение – связь с культурным пространством.
Смысл – связь с индивидуальным сознанием человека, с его внутренним миром.
Эти понятия связаны с реальностью жизни человека – мотивами, ценностями, суждениями, которые формируются в сознании и оформляются с помощью языка.
- Можно ли говорить о смысле и значении деятельности?
Да. Смысл деятельности для каждого индивидуален; значение деятельности – важность этой деятельности для общества.
- Какие критерии или основания можно взять за основу деления деятельности на виды? Какие виды деятельности можно было бы выделить?
Например, конечный результат (продукт деятельности), организацию, особенности мотивации.
Соответственно виды деятельности: игра, учение, труд. Труд — процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества. Конечный результат труда — создание общественно значимого продукта (урожай, сталь, научное открытие ученого, урок учителя и т.д.). Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.
Деятельность также можно делить на материальную и духовную. Материальная деятельность направлена на изменение окружающего мира. Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания.
Также выделяют творчество и общение. Творчество — это возникновение нового в процессе преобразовательной деятельности человека. Признаками творческой деятельности являются оригинальность, необычность, своеобразие, а ее результатом — изобретения, новые знания, ценности, произведения искусства.
Общение есть способ бытия человека во взаимосвязи с другими людьми. Если обычная деятельность определяется как субъект-объектный процесс, т.е. процесс, в ходе которого человек (субъект) творчески преобразует окружающий мир (объект), то общение — это специфическая форма деятельности, которая может быть определена как субъект-субъектная связь, где человек (субъект) взаимодействует с другим человеком (субъектом).
- Попробуйте сформулировать – кого можно назвать «субъект деятельности»?
Субъект деятельности (человек как субъект деятельности) — это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда).
- Можно ли составить схему деятельности, связав графически понятия «субъект деятельности», «деятельность», «материал деятельности», «продукт деятельности»? Попробуйте сделать это.
Можно.
Субъект деятельности à деятельность à материал деятельности à продукт деятельности.
Субъект деятельности действует, преобразуя материал в продукт деятельности.
- Зачем учителю информатики или математики в общеобразовательной школе понимать, что такое деятельность и знать, чем и как она характеризуется, какие виды деятельности существуют?
Необходимо знать, чтобы организовать деятельность, максимально способствующую достижению наивысших результатов обучения.