- Понятие коллектива.
- Стадии развития коллектива.
- Педагогическое руководство коллективом на разных стадиях его развития.
- Типы детских содружеств.
Понятие коллектива
*Коллектив – механизм подавления личности. 90-е годы – неприлично изучать коллектив.*
Зачем изучать? Группа детей влияет на личность ребенка. Коллектив – средство социализации. Немаловажно, какого воздействие детского содружества на личность ребенка.
Коллектив – такое содружество, которое предназначено оказывать позитивное влияние на личность ребенка и создавать среду для благотворного развития его задатков. Не каждую детскую группу можно назвать коллектив. Нужно формировать благоприятную среду в виде детского коллектива – задача классного руководителя. Коллектив – не средство подавления, манипулирования, а средство развития ребенка.
Итак, коллектив – это референтная группа, т.е. группа, которая оказывает влияние на личность человека. Так, если едешь в автобусе, безразлично, что о тебе думают пассажиры. Референтная группа – та группа, мнением которой личность дорожит.
Чтобы группа была коллективом д.б. несколько признаков:
1) общая общественно значимая цель, которая сплачивает; но этого мало: люди, которые едут в автобусе тоже имеют общую цель – добраться.
2) совместная деятельность по реализации данной цели. Эта деятельность д. носить коллективный характер, т.е. д.б. разделение труда. Допустим, субботник. Можно организовать деятельность как коллективную, а как индивидуальную. Индивидуальная: каждому заданию – например, его рабочее место. Коллективная – одни моют полы, другие оттирают жвачки, третьи – приводят доску в порядок, причем все делается по порядку. Т.е. есть разделение труда.
3) отношения ответственной зависимости между членами коллектива. Т.е. не только цель, коллективная деятельность, но особые отношения д. связывать членов коллектива. Эти отношения осуществляются с помощью органов.
4) наличие органов со- и самоуправления.
Таким образом, коллектив – это устойчивое, организационно оформленное объединение детей, сплоченных совместной общественно-полезной деятельностью (учение, труд, спортивная деятельность, общественно-полезная деятельность), находящихся в отношениях взаимной зависимости и ответственности при безусловном равенстве их прав и обязанностей. Т.е. в развитом коллективе – демократические отношения.
5) Для сплоченного, хорошо развитого коллектива характерна атмосфера доверия и высокой требовательности, сочетающейся с взаимопониманием и взаимопомощью, а также чувством защищенности.
6) Важно для коллектива наличие увлекательных перспектив и положительных традиций.
7) Бодрый, жизнерадостный тон.
8) Умение критиковать, умение ее принимать (без скандалов).
9) Разумное сочетание личных и общественных интересов.
Демократия – не есть подчинение меньшинства большинству. Демократия – это учет мнений всех, нахождение консенсуса. Иногда большинству может пойти навстречу меньшинству.
Чтобы сформировать такой коллектив, нужно иметь теоретические знания.