Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Платон «Пир» (конспект)

Платон «Пир» (конспект)

 

У Платона особое чувство времени – создается иллюзия, будто событие пережито только что, хотя прошли долгие годы; так создается зримость переживания.

 

Рассказчик – Аполлодор; ему в свою очередь историю о пире рассказал Аристодем, восторженный поклонник Сократа, который в подражание Сократу также ходил в любую погоду босой.

 

Сократ пригласил Аристодема на пир к Агофону (трагический поэт), сказав: «К людям достойным на пир достойный без зова приходит». (перефразировал Геракла: «Люди достойные без зова приходят на пир к недостойным).

 

Эриксимах (врач) предложил не пить, а посвятить вечер беседе – об Эроте.

 

Речь Федра об Эроте.

Федр говорил, что Эрот – древнейший бог. Связи между возлюбленными очень сильны. Если бы государство или войско состояли бы из возлюбленных, они были бы непобедимы.

 

 

Речь Павсания об Эроте

Существуют две Афродиты – одна небесная, дочь Урана; другая – дочь Зевса и Дионы, пошлая. Значит, существуют и два Эрота (ведь Эрот всегда сопровождает Афродиту). Эрот Афродиты пошлой – для людей ничтожных, которые любят тело, а не душу; они обычно любят тех, кто глупее – лишь бы добиться своего; эти люди способны на хорошее и на дурное одинаково.

 

Эрот Афродиты небесной любит только мужчин (эта любовь не касается малолетних). С одной стороны, такая любовь – это прекрасно, что подтверждается обычаем, который оправдывает любые уловки поклонника – клятвы, мольбы и т.д., только влюбленным прощается нарушение клятвы. С другой стороны, люди считают такую любовь постыдной, что подтверждается их действиями (запрет сыновьям вести подобные беседы и т.д.).

 

По мнению Павсания, 1) поклонников надо испытывать временем – нужно любить душу, а не тело; 2) любовь постыдна, если она вызвана низкими целями – получить деньги, политическое влияние е т.д.; 3) любовь прекрасна, если она вызвана высокими целями – набраться знаний, мудрости и т.д.

 

Так, если юноша отдастся человеку ради денег, а денег не получит, – это стыдно, т.к. он доказал, что ради денег пойдет на что угодно. Но если юноша отдался человеку ради духовного совершенствования, то это – прекрасно, т.к. он сделал это ради совершенствования.

 

 

Речь Эриксамаха (врач): Эрот разлит по всей природе.

Любовь живет везде. В теле два начала – здоровое и больное; они не похожи, а противоположности притягиваются. Надо угождать хорошему, а плохому – противодействовать. В том состоит и врачевание: нужно установить между двумя враждующими началами любовь. Таким образом, врачебное искусство подчинено Эроту.

 

Эроту починены также гимнастика и земледелие (благодаря любви земля рождает плоды). То же можно сказать о музыке: гармония рождается из противоположных звуков (высоких и низких).

 

К пошлому Эроту прибегать нужно осторожно – чтобы он принес удовольствие, но не породил невоздержанности (например, в поварском искусстве).

 

Итак, нужно принимать во внимание обоих Эротов. Времена года тоже зависят от двух Эротов. Год изобильный, если противоположными началами (сухость – влажность и т.д.) владеет любовь умеренная; год трудный, если в силу вступает пошлый Эрот.

 

Гадание –творец дружбы между богами и людьми, потому что оно знает, какая любовь благочестива.

 

 

Речь Аристофана: Эрот как стремление человека к изначальной целостности

 

Эрот – самый человеколюбивый бог.

О человеческой природе: было три пола – мужской, женский и андрогины (совмещали мужское и женское начала). Андрогины имели 4 руки, 4 ноги, 2 лица на одной голове; передвигались колесом (когда торопились) или как обычные люди. Андрогины происходили от Луны, мужчина – от Солнца, женщины – от Земли. Андрогины были страшны мощью и силой и посягали даже на власть богов. В наказание Зевс разделил таких людей пополам. Тогда каждая половина начала устремляться к другой своей половине; они сплетались, желая срастись, умирали от голода и от бездействия. С тех пор свойственно людям любовное влечение друг к другу.

 

Женщины, произошедшие от андрогин, падки до мужчин, а подобные мужчины – до женщин. Женщины, произошедшие от прежних женщин, любят женщин; то же мужчины. Мужчины, которые любят мужчин, более мужественны; в их числе много государственных деятелей.

 

Если люди не будут почтительны к богам, их рассекут еще раз.

 

Род достигнет блаженства тогда, когда мы удовлетворим Эрота и каждый найдет соответствующий себе предмет любви, чтобы вернуться к своей первоначальной природе.

 

 

Речь Агафона: совершенства Эрота

 

Эрот - самый красивый (т.к. он самый молодой) и самый совершенный из богов; это нежный бог, так как поселяется он в самом нежном – душе, да и то не во всякой, а только в мягкой. Он гибок, т.к. никто не замечает, как он входит в душу и выходит из нее. Эрот никого не обижает, и его никто не обижает. Эрота насилие не касается, т.к. ему всегда служат добровольно. Эрот рассудителен – нет страсти, которая была бы сильнее Эрота, а значит, все остальные страсти подвластны ему. Эрос храбр. Эрот мудр. Каждый, кого он коснется, становится поэтом.

 

Эрот – творец всего живого и всех искусств: искусство стрельбы из лука, искусство врачевания и прорицания Аполлон открыл тогда, когда им руководили любовь и страсть.

 

Дела богов пришли в порядок, когда между ними появился Эрот – любовь.

 

 

Речь Сократа: цель Эрота – овладение благом

Сократ обещал говорить об Эроте только правду; говорит, что ему о любви рассказывала мудрая женщина, Диотима.

 

Эрот – это всегда любовь к кому‑то или к чему‑то, и предмет ее – то, в чем испытываешь нужду. Из речи Агофона явствовало, что Эрот – это любовь к прекрасному. Значит, у Эрота не хватает красоты. Кроме этого, доброе прекрасно. Но если Эрот нуждается в прекрасном, то он нуждается и в добром. Значит, Эрот не бог, так как все боги прекрасны и добры. Эрот – нечто среднее между смертным и бессмертным. Он гений, посредник между богами и людьми.

 

Эрот был зачат в день праздника рождения богини Афродиты. Его мать – нищая Пения, отец – бог Порос (бог ловкости). Поэтому Эрот всегда беден, груб, неопрятен, бездомен – как мать; но он тянется к прекрасному, храбр, силен, искусный ловец, непрестанно строящий козни, жаждет разумности и достигает ее, всю жизнь занят философией, искусный чародей, софист – в отца.

 

Эрот посередине между мудрецом и невеждой, которые к мудрости не стремятся (у одного в ней нет недостатка, а другому она не нужна). Эрот – философ, чему он также обязан происхождению: мать – не мудра, не богата, а отец – мудр и богат.

 

Эрот дает людям благо и, следовательно, счастье.

 

Любовь – это стремление к благу. Любовь – это также стремление родить в прекрасном. Рождение – это доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному. Наряду с благом нельзя не желать и бессмертия. Поэтому любовь – стремление к бессмертию. Именно ради бессмертия все живое заботится о своем потомстве; бессмертие также и основа честолюбия – люди готовы рисковать жизнью, чтобы обессмертить свое имя.

 

Беременно может быть не только тело, но и душа. Тогда рождаются рассудительность и справедливость. Так, Солон «родил» законы. Гомер – свои бессмертные произведения и т.д.

 

Путь любви: от красоты одного тела – к красоте многих тел, от красоты тел - к красоте нравов и обычаев, далее – к красоте наук, стремлению к мудрости, пока не постигнешь абсолютного прекрасного. Тот, кто постиг истинно прекрасное, рождает добродетель. И ему достается любовь богов, он становится бессмертным. И Эрот помощник в этом, поэтому его надо чтить. 

 

 

Речь Алкивиада: панегирик Сократу

Речи Сократа потрясают и увлекают. Для Сократа не важно, красив человек или нет, богат или нет. Но он этого не говорит, всю жизнь занимаясь самоунижением.

 

Сократ высокоморален. Алкивиаду стыдно за свое поведение, когда он пытался соблазнить Сократа.

 

Сократ отличался выносливостью в походах.

 

Вывод: По Сократу природа Эроса двойственна в силу его происхождения. Он между богами и смертными. Он гений. Через любовь человек стремится к прекрасному и к бессмертию; через любовь человек совершенствуется; и в этом человеку помогает Эрот, поэтому его надо чтить.

 

 

Интересный литературный прием

 

 

Необычность Сократа – ходил босым в любую погоду.

 

 

К людям достойным на пир достойный без зова приходит!

 

 

 

 

 

 

Это так, но против природы вещей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот эта Афродита «небесная» и погубила греков.

 

 

 

 

 

 

2=3 – в любом случае человек стремиться что-то получить; значит, любовь не бескорыстна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скорее, не любовь, а согласие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Миф, сказка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И зачем такие государственные деятели?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Очень красивое рассуждение! Получается, у всех самая сильная и прочная любовь – к деньгам (их всегда не хватает).

 

 

 

Двойственность Эрота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любовь – стремление к бессмертию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не очень верится: путь совершенствования через любовь.

 

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.