Антропологический материализм Людвига Фейербаха
(1804-1872)
Первоисточник: Фейербах «Предварительные тезисы к реформе философии».
Лекции
Первоисточники (15 штук)
Ответы на вопросы, на которые не успели
Философский словарь.
Фейербах – огненный поток.
- Эпоха, жизнь, сочинения, теоретические источники.
- Фейербах о сущности христианства.
- Антропологический материализм.
- Теория познания.
- Социально-политические взгляды.
- Этика Фейербаха.
Эпоха, жизнь, сочинения, теоретические источники
Ф. воскрешает традицию материализма в немецкой философии. После смерти Гегеля (Ф. был учеников Гегеля) его сторонники разделились на 2 лагеря: левых и правых гегельянцев. Левые гегельянцы, к которым принадлежал Фейербах, выделяли в философии Гегеля его диалектику, считая ее основным вкладом Гегеля. Правые гегельянцы полагали, что главным в философии Гегеля является его систем, т.е. учение о природе и философия истории.
Ф. родился в г. Ландсхут, Бавария. Это одна из провинций Германии. Отец его был криминалистом. Ф. в 1822 г. закончил гимназию и поступил в Гейдельбергский университет, теологический факультет. Свое духовное развитие Ф. выразил одной фразой: «Моей первой мыслью был Бог, второй – разум, третьей и последней – человек».
/Особенность гениальных людей – все умеют выразить емко, в одной фразе. Например, Ницше «Так говорил Заратустра»: «Вначале дух превращается в верблюда, потом верблюд превращается во льва, и лев превращается в ребенка». И здесь все духовное развитие Ф. Ницше. Вначале Ницше хотел стать ученым-филологом, но филолог имеет дело с огромным количеством книг, он как верблюд; но Ницше с его темпераментом не мог прилипнуть к стулу и перебирать книги – у него был темперамент льва, который готов преодолевать границы, прокладывать новые пути. Затем он ломает традицию, здесь рождается ребенок – символ начала, творчества, света. Это три превращения духа Ницше./
В это время Ф. подпадает под обаяние Гегеля, который преподавал в Берлине. Ф. бросает Гейдельбергский университет, проучившись год, и едет в Берлин. Он прослушал все курсы, которые читал Гегель, - логика, философия духа, наука логики, философия истории и т.д. Он стал убежденным гегельянцем, сторонником объективного идеализма Гегеля. Т.е. моей второй мыслью был разум, т.к. у Гегеля был первоосновой мира абсолютный разум, который породил всю окружающую нас действительность.
Закончив Гедельбергский университет, Ф. защищает диссертацию «О едином, всеобщем и бесконечном разуме». Эта диссертация написана в духе объективного идеализма Гегеля. Первичен разум; чувственный мир есть порождение абсолютного объективного разума. Диссертацию он послал Гегелю на прочтение. Ф. получает назначение в Эрлангенский университет и занимает должность приват-доцента в 1828 г. (по 1833 г.) Он читает логику, историю философии, метафизику.
В 1830 г. Ф. анонимно, без указания своего имени и места издания, публикует в г. Нюрнберге вольнодумную брошюру «Мысли о смерти и бессмертии». В этой брошюре он подвергает сомнению христианское представление о бессмертии души и утверждает, что существует лишь духовное бессмертие человека в памяти потомков. Эта брошюра вызвала гнев религиозных и светских властей. Вскоре полиция обнаружила автора, и его изгнали из Эрлангенского университета.
В это время у него умирает отец. Он оказывается без материальной поддержки семьи, без средств существования. В жизни каждого человека есть моменты, которые определяют его судьбу на многие годы вперед. Перед Ф. возникла дилемма, что делать дальше. Он решает стать свободным писателем – свободный философ, не связанный никакой цензурой, но живущий на свой страх и риск.
К счастью, в это время он влюбляется в девушку Берту Лех, женится. Они отправляются жить на ее родину в деревню Брукберг, где Ф. посвящает себя философскому труду. Его называют Брукбергским отшельником, т.к. он прожил в этой деревне 24 года. Ф. заковал себя в жесткие рамки дисциплины: вставал рано утром и до позднего вечера работал – писал. Материальным подспорьем была фарфоровая фабрика, совладетельницей которой была его жена. Потом фабрика разорилась, и они остались без средств к существованию. Они с женой оказались без средств к существовании. В газетах появились объявления с просьбой помочь ему. Шиллерский фонд назначил ему пенсию 300 талеров в год.
У Ф. была дочь, которая вышла замуж.
Умер Ф. в 1872 г. На его могиле была эпитафия, которая состояла из 2 предложений: 1) «Человек создал Бога по своему образу и подобию» – в этом смысл «Сущности христианства», главной книги его жизни; 2) «Твори добро из любви к человеку». Человек, сочинивший эпитафию, очень точно выразил сущность философского учения Фейербаха.
Главный труд Ф. называется «Сущность христианства», 1841 год. Работа вызвала волну негодования религиозных и светских властей. Им были написаны «Критики гегелевской философии», «Предварительные тезисы к реформе философии», «Фрагменты моей философской биографии», «Эндемонизм» - работа посвящена этике, которая считает, что смысл жизни человека в достижении счастья, «эндемония» – счастье.
Теор. источники: античные материалисты – Демокрит, Эпикур, Бруно, Телезио; фр. материалисты – Гельвеций, Гольдбах, Дидро, Гегель. Духовное развитие Ф. делится на 2 этапа: 1) до 1839 г. – Ф. – философ-идеалист, сторонник объективного идеализма Гегель; 2) после 1839 г. – на позициях антропологического материализма.
Чем была вызвана измена Гегелю? Очень важная фраза Л.Фейербаха: «Логике, искусству мыслить, я научился в Берлинском университете. Оптике, искусству видеть, я научился в немецкой деревне». 24 г. жизни в деревне, где звенит жаворонок и кукуют кукушки, где колосится рожь – Фейрбаха они научили, что природа извечна; природа порождает из себя и дух, и сознание, и человека, и все остальное. Жизнь в деревне убедила Ф., что природа первична. Это объясняет его переход на позиции материализма.
Фейербах о сущности христианства
В Германии в первой половине 19 в. тема христианства и религии была главной, т.к. сфера политики была под запретом. Фр. материалисты тоже повлияли на Ф. Среди них были атеисты и деисты. Гельвеций, Бах, Вольтер (Вольтер занимал двойственную позициию – против революционного фанатизма, говорил «задушить гадину», имея в виду религиозных фанатиков, но с другой стороны, говорил, что, если бы бога не было, его надо было бы выдумать).
Ф. занимал атеистическую позицию – он выступил с критикой религиозных представлений. Но его атеизм отличался от атеизма фр. просветителей. Фр. просветители думали, что религиозная вера обусловлена недостаточным знанием о мире, ошибками нашего разума. Они представляли себе возникновение религии как встречу неразумного человека и обманщика, который навязывает человеку ложные представления о мире. Достаточно просветить человека, чтобы религия исчезла, чтобы вера испарилась. Но они ошибались.
Ф. пошел дальше. Он рассматривал, прежде всего, психологические корни религии – он усматривал истоки веры в психологии человека, в его чувствах, стремлениях человека, его фантазиях, в его душе, желаниях. Прежде всего, человек стремится быть счастливым. Но на пути к счастью множество преград, которые человек не может реально преодолеть. Здесь приходит на помощь фантазия, воображение. Бог – стремление человека к счастью, нашедшее свое воплощение в фантазии, воображении. «Тайна теологии заключена в антропологии» (учение о человеке) – это ключевая фраза «Сущности христианства». Бог – идеальная проекция человека. Бог – совершенный образ человека, каким он хотел бы стать.
Одно из самых жгучих стремлений человека, которое его стремление, - это стремление обрести бессмертие и страх смерти, небытия. Это чувство тоже порождает веру в бога. «Человек не потому верит в бессмертие, что он верит в Бога, а он верит в Бога потому, что жаждет бессмертия».
Ф. открывает прямую связь между богословием (верой в Бога) и объективным идеализмом. Философию своего учителя Гегеля он называет рациональной теологией, т.е. учением о Боге, доказанным с помощи логики и аргументов разума, – рациональная теология. Вера в Бога порождает чувство зависимости. В древнем мире человек испытывает зависимость от природы, поэтому древний мир обожествляет природу. Древние боги – это персонификации сил природы: Посейдон – могущество моря, Гефес – бог огня, Гера – богиня земли.
Ф. вскрывает гносеологические корни религиозной веры. Способность человека к абстрактному мышлению приводит к тому, что дух, сознание человека оказываются отчужденными от самого человека и превращенными в самостоятельный божественный абсолют. Христос – это духовное альтер-эго сознания, разума и души человека. Это есть абсолютизация духовных сил человека, превращенное в самостоятельное божественное существо.
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Традиционно материализм формулирует основной вопрос философии как проблему соотношения бытия и сознания, духа и материи. Ф. отходит от этой традиционной трактовки основного вопроса философии. Для него первичен человек как высшее порождение природы. Он решает основной вопрос философии, сведя его к соотношению психического, разумного и телесного начала в рамках человеческого существа, поэтому материализм носит название антропологического. Основной вопрос философии для Ф. – это решение приоритета чувственного, телесного, физиологического начала в человеке над психическим и разумным началом. Сознание есть порождение физиологии, телесной природы человека, подобно тому, как человек есть порождение природы.
Ф. критикует Гегеля, утверждая: дух, разум не может породить из себя чувственной природы, материи. Вместе с тем он сохраняет тезис Гегеля о неразрывной взаимосвязи объекта и субъекта познания, но переосмысливает его. В рамках человеческого существа материальное и духовное начала неразрывно связаны – нет сознания без телесной организации человека, нет телесной организации человека, которая не была бы наделена сознанием.
Материализм Ф. преодолевает механицизм прежнего материализма (Бэкона, Локка, Гоббса). Для него природа организм, а не механизм. В качестве материальной субстанции (т.е. первоосновы мира) выступает природа в целом. Она характеризуется атрибутами, т.е. неотъемлемыми свойствами, пространством, временем и движением. Ф. решительно отмежевывается от вульгарного материализма своего времени – он не хочет, чтобы его называли материалистом. Вульгарный материализм отождествлял материю и сознание, не видел специфики духовной природы сознания. Представители вульгарного материализма: Бюхнер, Фогт, Молешотт. Цитаты вульгарных материалистов: «Человек есть то, что он есть». «Могз выделяет мысль подобно тому, как печень выделяет желчь».