Закономерности и принципы воспитания
- Общая характеристика воспитания
- Закономерности воспитания
- Характеристика основных принципов воспитания.
1. Общая характеристика воспитания
Основные характеристики: многофакторность, диалектичность, подвижность, изменчивость.
Многофакторность. Одна из наиболее важных характеристик, т.к. в воспитании переплетены множество процессов – социальные, психологические, педагогические. Так, процесс воспитания носит всегда социальный характер. Так, в дореволюционной России запрещали обучение в гимназиях «кухаркиных детей» - детей из нижних слоев.
Диалектичность. Процесс воспитания находится в непрерывном развитии. Он подвижен и изменчив. Процесс воспитания происходит в соответствии с воспитательными требованиями, но также зависит и от психологических составляющих (например, возрастные особенности детей), и от педагогических методов (в одном классе можно применить метод коллективного наказания, а в другом – нет, т.к. это приведет к круговой поруке и сплочению против взрослых; в одном классе можно использовать эвристическую беседу для объяснения нового материала, а в другом нет – не позволяет интеллектуальный уровень детей).
Постоянно меняются все компоненты воспитательного процесса. Прежде всего, ребенок. В развитии находится и сам коллектив детей. В постоянном развитии находится и педагогический коллектив (опыт накладывает отпечаток на воспитательный процесс).
Диалектика проявляется также и в противоречиях. Выделяют как внутренние, так и внешние противоречия. Внутренние противоречия – движущие силы процесса воспитания, это основной фактор развития личности. Внешние противоречия – противоречия, которые осложняют процесс воспитания. Они сопровождают воспитание.
Основные внутренние противоречия:
- возрастающие социально-значимые задачи, которые надлежит решить ученику, его возможности, которые ограничивают его поступки, действия в решении этих задач. Пример: как учится грудничок ползать? Мы привлекает его внимание погремушкой, кладем ее так, чтобы он не мог дотянуться. Нужно подложить под ножки ручку, он отталкивается от нашей руки и дотягивается. Если повторить несколько раз, ребенок сможет ползать сам. Задача между возможностями и задачей временно снялась. Далее нужно ставить более сложные задачи. Так ребенок развивается.
- Противоречия между внешними влияниями и внутренними стремлениями ребенка. В соседней комнате телевизор – хочется посмотреть, но, с другой стороны, нужно делать домашнее задание. В школе «надо» преобладает над «хочу», в отличие от дошкольников.
- Между словом и делом.
- Между сознанием и поведением ребенка. Особенно ярко проявляется, когда ребенок знает, как не надо поступать, но, тем не менее, он это делает. Когда спрашиваешь, почему. Он не знает, что ответить.
Если внутренние противоречия универсальны, то внешние противоречия могут сниматься.
Основные внешние противоречия:
- несоответствие или даже противодействие воспитательных влияний семьи и школы. Пример: надо быть щедрым. Дома: где твой карандаш? – Я дал Пете. Мама начинает ругать.
- между воспитанием и стихийным влиянием среды. В школе грубость – стиль взаимоотношений; дома говорят, что ругаться нельзя.
- несоответствие воспитательных влияний отдельных учителей внутри школы. Бывают учителя, которые предъявляются совершенно разные требования. Это ведет к беспринципности, изворотливости, лицемерию. То же, когда родители предъявляют разные требования.
Предпочтительным является такое построение воспитательного процесса, которое представляло бы собой единство воспитательных влияний как семьи, так и школы; чтобы содержание воспитания было бы более привлекательным, чем стихийное влияние среды.
Но: согласованное влияние взрослых должно быть обращено к внутренним сторонам самого ученика, учитывать его интересы и потребности, способствовать более полному раскрытию его потенциальных возможностей. Оно должно быть в интересах ребенка. Не надо стремиться реализоваться через своих детей. Воспитание не должно превращаться в манипулирование детьми.