Определить сущность педагогической экспертизы школьного учебника, ее основных этапов. Объяснить порядок включения школьных учебников в Федеральный перечень.
В федеральный перечень учебников включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки РФ, на основании положительных экспертных заключений научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз.
Сначала учебник проходит научную и педагогическую экспертизы, а затем общественную, этнокультурную и региональную экспертизы. Научную и педагогическую экспертизы учебников проводят организации на основании своих уставов, утвержденных Правительством Российской Федерации, в которых закреплены полномочия по проведению экспертизы учебников. Общественную экспертизу учебников проводят некоммерческие организации. В этнокультурной и региональной экспертизе участвуют органы государственной власти субъектов РФ.
Для проведения экспертизы учебников заказчик экспертизы направляет в экспертную организацию заявление в произвольной форме. К заявлению прилагаются:
- учебник, соответствующий следующим требованиям:
- учебник должен принадлежать к завершенной предметной линии учебников;
- учебник должен быть представлен в печатной форме с электронным приложением, содержащим ЭОР. С 1 января 2015 года представляется наряду с учебником в печатной форме учебник в электронной форме;
- методическое пособие для учителя.
Экспертные организации по результатам экспертиз оформляют экспертные заключения.
Заключение научной экспертизы содержит следующие положения:
- является ли учебником представленное издание;
- наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета по ФГОС;
- в содержании учебника представлены ключевые идеи, понятия, факты, относящиеся к данной области знаний ФГОС, отражены методы научного познания, отсутствуют недостоверные факты;
- учебник содержит сведения о передовых достижениях современной науки, техники, способствует формированию интереса к углубленному изучению предмета;
- иллюстрационный материал учебника соответствует тексту и дополняет его;
- в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки.
Экспертное заключение педагогической экспертизы должно заключать следующие сведения:
- представленное издание является учебником;
- наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета по ФГОС;
- учебник принадлежит к завершенной предметной линии учебников;
- в содержании учебника не выявлены сведения, противоречащие Конституции РФ, федеральному законодательству;
- содержание учебника обеспечивает выполнение требований ФГОС по формированию личностных, предметных и метапредметных результатов;
- содержание учебника способствует формированию патриотизма, уважения к семье, Отечеству, толерантному отношению к представителям различных религиозных, культурных групп;
- методический аппарат учебника обеспечивает овладение приемами отбора, анализа и синтеза информации на определенную тему, наличие и достаточность проверки и самопроверки усвоения учебного материала; формирует навыки смыслового чтения и навыки самостоятельной учебной деятельности, умение использовать профессиональную терминологию;
- развивает критическое мышление, способность аргументированно высказывать свою точку зрения; предоставляет возможность организации групповой деятельности учащихся, применения полученных знаний на практике, индивидуализации процесса обучения, установления межпредметных связей;
- учебник содержит задания для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;
- текстовый материал соответствует нормам современного русского языка;
- язык изложения понятен, соответствует возрастной группе, для которой предназначен учебник;
- изложение учебного материала характеризуется структурированностью, систематичностью, последовательностью, разнообразием используемых видов текстовых и графических материалов;
- структура и содержание методического пособия соответствует структуре и содержанию учебника;
- в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки.
Экспертное заключение общественной экспертизы:
- содержание учебника носит воспитывающий характер, способствует развитию личности;
- качество учебника, включая его художественное оформление, формат, цветовое решение, эстетическое восприятие, удобство и многократность использования, практичность, эстетичность и информативность обложки, качество бумаги, разнообразие и качество иллюстраций.
Экспертное заключение этнокультурной и региональной экспертизы:
- отражение в учебнике базовых национальных российских ценностей, региональных и этнокультурных особенностей субъекта;
- наличие в учебнике материала из истории субъекта РФ;
- обеспечение прав на обучение на родном языке.
Экспертное заключение по результатам экспертизы должно содержать вывод: рекомендован учебник к включению в федеральный перечень учебников или нет.
Для включения в федеральный перечень учебников заказчик экспертизы в срок до 15 февраля года формирования федерального перечня учебников направляет в Минобрнауки России следующие материалы:
- заявление о включении учебника в федеральный перечень учебников;
- учебник, соответствующий требованиям;
- методическое пособие для учителя;
- положительные экспертные заключения по результатам экспертиз, выданных не ранее чем за 3 года до подачи заявления о включении учебника в федеральный перечень учебников;
Указанные материалы рассматриваются Советом до 1 марта года формирования федерального перечня учебников. На основании представленных материалов Совет рекомендует или не рекомендует включить учебник в федеральный перечень учебников.
Решения Совета оформляются протоколами, которые направляются в Минобрнауки России в течение 10 рабочих дней после заседания.
Федеральный перечень учебников утверждается приказом Минобрнауки России до 1 апреля года формирования федерального перечня учебников не реже чем один раз в три года.
Обобщенный анализ комплектов завершенной линии учебников по информатике