Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Нравственные принципы взаимодействия с основными участниками образовательного процесса

Нравственные принципы взаимодействия с основными участниками образовательного процесса

 

Основные участники образовательного процесса – учитель, ученик, родители, администрация и коллеги.

 

Будем рассматривать взаимодействие в системе:

Учитель-ученик;

Учитель-родители;

Учитель-коллеги (администрация, т.к. это тоже коллеги).

 

Учитель-ученик

Основа нравственных взаимоотношений между учителем и учеником – пед. такт и реализация личностно-ориентированной педагогики.

 

Такт (перевод. прикосновение). Особое чуткое отношение к человеку.

Определение:

Педагогический такт – это педагогический подход, который предполагает соблюдение во взаимоотношениях с учащимися помимо общечеловеческого такта еще и особый психологический такт, позволяющий находить педагогу наиболее эффективные средства воспитательного (педагогического) воздействия.

Близко к книге Синицева «Пед. такт и мастерство учителя», книга 70-х годов.

 

/Дисциплина «Пед. этика» стала формироваться в 70-80-е гг. по идеям Сухомлинского/.

 

Расшифруем это определение. Педагогу недостаточно быть хорошим, тактичным человеком. Тактичный человек при скандалах может просто промолчать, уйти от контакта. Педагог не имеет на это права. Например, если подрывают твой авторитет. Т.е. пед. такт – соединение человеческого такта с особым психологическим тактом, психологической чуткостью, которая позволяет находить оптимальные решения в пед. ситуации, причем в интересах ребенка.

 

+ личностно-ориентированная педагогика – когда видим в ребенке не только объект, но и субъект, т.е. реализация субъект-субъектных отношений. Ребенок – партнер во взаимоотношениях с нами, хотя и не равноправный. Мы делаем все возможное для саморазвития ребенка. Кроме этого, не может быть личностно-ориентированной педагогики без саморазвития самого педагога. Это два параллельных процесса.

 

Таким образом, это методологическая и теоретическая основа пед. этики по линии учитель – ученик.

 

Принципы пед. этики:

  1. Уважение человеческого достоинства своих учеников.
  2. Проявление чуткости.
  3. Внимательными нужно быть.
  4. Доброжелательными.
  5. Искренность, открытость.
  6. Соблюдение баланса между требованием педагога и возможностями ребенка как основа справедливости. Если будем требовать больше, чем может, то это неправильно. Если будем требовать меньше, чем может, то это тоже неправильно, т.к. познавательные интересы и мотивация снизится.

 

Еще можно понимать справедливость как недопущение двойных стандартов к детям. В чем проявляется двойной стандарт? Любимчики (выделяются ученики). Проявление двойных стандартов – это несправедливо, и ученики это чувствуют. Но недопустимость проявления двойных стандартов не значит, что нужно относиться к детям как к роботам – ко всем одинаково. Можно кому-то симпатизировать, но учащиеся не должны чувствовать, что они второй сорт. Недопустима предвзятость. Установка на ребенка должна быть гибкой: преподаватель должен быть не суров, но хотя бы официален.

 

  1. Проявление выдержки и самообладания в сложных пед. ситуациях. Если учитель кричит на ученика и не контролирует свои эмоции, то это не этично.
  2. Нельзя злоупотреблять приоритетом (психологическое давление на учеников).
  3. Педагогический оптимизм. Приходит ученица и говорит: «Можно переписать контрольную на 5?». – «Да ну, все равно будет 3».
  4. Оказание ученикам помощи.

 

Типичные ошибки:

  1. Демонстрация негативной установки во взаимодействии с классом или учеником Например, пришел молодой учитель, а ему говорят – зажмите их.

 

Недоброжелательность – демонстрация негативной установки. Нельзя демонстрировать свое отношение к ученикам. Нельзя говорить: ваш класс написал работу хуже всех; у вас группа как болото, хоть гранату бросай.

 

  1. Обращение к ученику только по фамилии. Нарушается принцип уважения (человеческая этика – человека нужно называть по имени).
  2. Обсуждение учеников с другими учениками. Выставление ученика в неприглядном виде перед другими учениками. Ущемляется человеческое достоинство ученика.
  3. Обсуждение с учениками других преподавателей.
  4. Оценка личности ученика, а не его поступков – наиболее распространенная педагогическая ошибка. Неправильно: нельзя быть грязнулей, лентяем.

 

  1. Опоздания преподавателей. И если сам опаздываешь, то не ругайся на опаздывающих студентов. Но если сам не опаздываешь, а ученик живет в соседнем доме, то можно оставить после уроков и сказать, что мне очень неприятно, что твои опоздания стали системой. Я не могу проснуться. Давай я буду звонить тебе по утрам. Или если опоздал ученик на 10 минут, то многие не пускают учеников (закрывают дверь на ключ). В школе преподаватель обязан пустить ученика на урок. Устав ВУЗа позволяет закрывать дверь на ключ. Но в школе нельзя даже удалить ученика с урока.

 

  1. Говорить ученикам одно, а самим выполнять другое.

 

  1. Сравнение ребенка с другими детьми. Здесь просто непрофессионализм педагога.

 

  1. Неумение высказывать требования в косвенной форме (в виде просьбы, совета, одобрения); есть педагоги, которые так не умеют: все их общение - в приказной форме (проявление авторитаризма педагога). Он никогда не скажет: «Вымой, пожалуйста, доску; принеси, пожалуйста, журнал из учительской; сейчас к доске пойдет Петя». Нельзя видеть в детях только пешку. Несоблюдение этики.

 

  1. Позиция над учеником. Может проявляться на невербальном уровне. Есть педагоги, к которым не только ученики, но и родители подойти не могут. Демонстрация позиции, что ты никто, а я самый главный. Поза учителя вполоборота: то ли слушает, то ли нет; поджатые губы.

 

  1. Неумение признать свою ошибку и извиниться перед учениками (будет выкручиваться или так повернет, что все равно будет прав).

 

  1. Навязывание своей собственной позиции.

 

  1. Этично: В контрольной работе встретились такие ошибки. Работу написали достаточно неплохо, но встречается ряд ошибок.

 

Или педагог удивляется – как можно допускать такие ошибки? Неэтично. Он просто забыл, что тоже был учеником. Если ты педагог, то нужно помнить, что для других это не так просто, как для тебя.

 

 

Учитель-родители

Нравственные принципы во взаимоотношениях с родителями.

 

  1. Выстраиваем взаимоотношения (цели, содержание общения) с родителями исходя из интересов ученика, его духовно-нравственного становления. Нельзя вызывать родителя в школу и высказывать свои обиды на ученика. Каковы цели? Сказать, какой плохой ученик? Родители простят некоторую нетактичность по отношению к ним, но никогда не простят равнодушие к ребенку, корпоративные интересы.

 

  1. Уважение родителей. Причем это уважение мы сохраняем даже в тех случаях, когда недостойно ведут себя родители.

 

Мы не можем употреблять слова «должны», «обязаны», когда общаемся с родителями. Получаем позицию над родителями. А этой позицией нельзя злоупотреблять ни по отношению учеников, ни по отношению к родителям. Если хотим, чтобы родители чаще проверяли работу или заходили в электронный дневник, то нужно говорить так: «Я хотел бы; было бы лучше; было бы очень хорошо; вы бы мне очень помогли; это дало бы положительный результат, если бы то-то; мне бы очень хотелось; я бы был очень признательным; это займет немного времени; это дало бы такой хороший результат, если бы то-то, то-то».

 

Уважение д. проявляться даже в форме приглашения на собрание, где положить пальто.

Не надо на собрании зря тратить время, зачитывая оценки детей.

 

  1. Нельзя все свое внимание уделять проблемным детям и совсем не уделять внимания остальным детям. Есть дети одаренные – им тоже нужно уделять внимание: поговорить с родителями, как развить способности.

 

  1. Анонимность. Ругать ребенка нельзя перед всеми родителями. Дифференцировать и давать оценку в присутствии остальных – неэтично. Можно говорить так: «Я очень доволен, что дети написали сочинения», «Я рекомендую такие-то игры». В целом надо говорить в общем - об успеваемости, о планах, о том, что предстоит. О всех проблемах – индивидуально остаться.

 

  1. Не этично не отвечать на письма родителей.
  2. Поддержание родительского авторитета.
  3. Опора на положительное в ребенке.
  4. Повышение уровня пед. компетентности.
  5. Задача учителя – это, прежде всего, не воспитание родителей, а корректирование воспитательного воздействия в семье. Мы не учим, не навязываем, не воспитываем родителей.

 

Этика отношений в системе « учитель – учитель»

 

Спецификой педагогической деятельности является то, что индивидуальные усилия отдельных учителей могут не привести к желаемому результату, если они не скоординированы с действиями всего педагогического коллектива. Морально- психологический климат учительского коллектива это один из существенных факторов, оказывающих непосредственное и опосредованное влияние на учеников. Рассмотрим основные проблемы нравственных отношений в педагогическом коллективе.

         Основные этические принципы отношений в педагогическом коллективе во многом совпадают с другими трудовыми коллективами. Главные из них: демократичность, толерантность, компетентность, взаимопомощь. Основными признаками благополучия морально-психологического климата таких коллективов являются:

  • возможность свободного выражения собственного мнения и участия в принятии решений при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
  • доверие, сочетающееся с высокой требовательностью членов  коллектива к друг другу;
  • принятие на себя ответственность за состояние дел в группе каждым из ее членов;
  • умение доброжелательно высказывать и принимать критику;
  • позитивный эмоциональный настрой;
  • чувство защищенности каждого члена коллектива, удовлетворенность принадлежностью к нему и др.

В тоже время, нравственные  отношения  в педагогическом коллективе имеют свои особенности, которые определяются спецификой педагогической деятельности ее задачами. В педагогической профессии быть уважаемым и иметь авторитет  становиться профессиональной необходимостью, без которой  учитель невозможно полноценно осуществлять свою деятельность. Данную деятельность отличают особая ответственность за результаты своего труда и в тоже время сложность осуществления ее объективной  оценки.  Эти  и другие особенности педагогической деятельности определяют более высокие этические требования к отношениям внутри коллектива.

Эти отношения строятся на основе коллективной ответственности за каждого ученика, стремления поддержания и укрепления авторитета друг друга, повышения качества учебно-воспитательного процесса, заботы о профессиональном росте каждого педагога. В противном случае взаимоотношения коллег будут осложнены разнообразными конфликтами и другими негативными явлениями, среди которых следует особо отметить профессиональный эгоизм. Его проявления разнолики, но суть в том, что свои узкие профессиональные интересы педагог ставит выше других, не считаясь с коллективными профессиональными интересами. Например, в коллективах, где не принято заботиться об авторитете своих коллег, борьба за авторитет нередко  превращается в борьбу за приоритет. Некоторые личностные качества учителя: завистливость, завышенная самооценка,  низкий уровень самокритичности также могут быть причинами этого явления. Такие педагоги любят не профессию, а себя в профессии. Нередко они позволяют себе свысока говорить о коллегах, давать им негативную оценку в присутствии учеников, используют недопустимый тон в общении с другими педагогами. Этим не ограничивается перечень  этических ошибок, допускаемых данными педагогами. Стимулировать напряженные отношения между членами педагогического  коллектива может и несправедливая оценка деятельности учителей.

Нравственная атмосфера педагогического коллектива зависит также  от уровня педагогической культуры каждого ее члена. Особая ответственность лежит на опытных педагогах. С опытом возрастает опасность «заболеть дидактизмом», т.е. потерять способность сомневаться в своей правоте, стремиться всех и по любому поводу поучать, разучиться слушать и слышать других.  Нередко подобный стиль общения демонстрируют опытные преподаватели по отношению к молодым коллегам. Это особенно опасно, поскольку приводит к отчуждению и убивает педагогическое творчество.

Безапелляционность невозможна в коллективах, где царит творческая атмосфера, где заботятся о творческом росте каждого, вовлекая его в такие виды деятельности, в которых он мог раскрыть свои способности.

Особая роль в создании такой атмосферы отводиться руководству учебного заведения.  Многочисленные исследования показывают, что существует непосредственная связь между личностными качествами руководителя и нравственным климатом его  коллектива. Так, авторитаризм, формализм, негибкость, руководство на основе жесткого контроля и конкуренции стимулирует многочисленные конфликты, приводит к безынициативности.  Учитель начинает работать ниже своих возможностей, снижается его ответственность. Творческая атмосфера при таком руководстве невозможна. У педагогов снижается мотивация достижения, они  ощущают себя «пешками».

Если же руководителю удается сохранить баланс между свободой и руководством, между самостоятельностью и помощью, если он доброжелателен, искренен, внимателен к своим подчиненным, то это не может положительным образом  не отразиться на моральном климате коллектива.

 

Список распространенных нарушений в поведении учителя

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.