Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Архив записей
Избранное
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Нравственные принципы взаимодействия с основными участниками образовательного процессаНравственные принципы взаимодействия с основными участниками образовательного процесса
Основные участники образовательного процесса – учитель, ученик, родители, администрация и коллеги.
Будем рассматривать взаимодействие в системе: Учитель-ученик; Учитель-родители; Учитель-коллеги (администрация, т.к. это тоже коллеги).
Учитель-ученик Основа нравственных взаимоотношений между учителем и учеником – пед. такт и реализация личностно-ориентированной педагогики.
Такт (перевод. прикосновение). Особое чуткое отношение к человеку. Определение: Педагогический такт – это педагогический подход, который предполагает соблюдение во взаимоотношениях с учащимися помимо общечеловеческого такта еще и особый психологический такт, позволяющий находить педагогу наиболее эффективные средства воспитательного (педагогического) воздействия. Близко к книге Синицева «Пед. такт и мастерство учителя», книга 70-х годов.
/Дисциплина «Пед. этика» стала формироваться в 70-80-е гг. по идеям Сухомлинского/.
Расшифруем это определение. Педагогу недостаточно быть хорошим, тактичным человеком. Тактичный человек при скандалах может просто промолчать, уйти от контакта. Педагог не имеет на это права. Например, если подрывают твой авторитет. Т.е. пед. такт – соединение человеческого такта с особым психологическим тактом, психологической чуткостью, которая позволяет находить оптимальные решения в пед. ситуации, причем в интересах ребенка.
+ личностно-ориентированная педагогика – когда видим в ребенке не только объект, но и субъект, т.е. реализация субъект-субъектных отношений. Ребенок – партнер во взаимоотношениях с нами, хотя и не равноправный. Мы делаем все возможное для саморазвития ребенка. Кроме этого, не может быть личностно-ориентированной педагогики без саморазвития самого педагога. Это два параллельных процесса.
Таким образом, это методологическая и теоретическая основа пед. этики по линии учитель – ученик.
Принципы пед. этики:
Еще можно понимать справедливость как недопущение двойных стандартов к детям. В чем проявляется двойной стандарт? Любимчики (выделяются ученики). Проявление двойных стандартов – это несправедливо, и ученики это чувствуют. Но недопустимость проявления двойных стандартов не значит, что нужно относиться к детям как к роботам – ко всем одинаково. Можно кому-то симпатизировать, но учащиеся не должны чувствовать, что они второй сорт. Недопустима предвзятость. Установка на ребенка должна быть гибкой: преподаватель должен быть не суров, но хотя бы официален.
Типичные ошибки:
Недоброжелательность – демонстрация негативной установки. Нельзя демонстрировать свое отношение к ученикам. Нельзя говорить: ваш класс написал работу хуже всех; у вас группа как болото, хоть гранату бросай.
Или педагог удивляется – как можно допускать такие ошибки? Неэтично. Он просто забыл, что тоже был учеником. Если ты педагог, то нужно помнить, что для других это не так просто, как для тебя.
Учитель-родители Нравственные принципы во взаимоотношениях с родителями.
Мы не можем употреблять слова «должны», «обязаны», когда общаемся с родителями. Получаем позицию над родителями. А этой позицией нельзя злоупотреблять ни по отношению учеников, ни по отношению к родителям. Если хотим, чтобы родители чаще проверяли работу или заходили в электронный дневник, то нужно говорить так: «Я хотел бы; было бы лучше; было бы очень хорошо; вы бы мне очень помогли; это дало бы положительный результат, если бы то-то; мне бы очень хотелось; я бы был очень признательным; это займет немного времени; это дало бы такой хороший результат, если бы то-то, то-то».
Уважение д. проявляться даже в форме приглашения на собрание, где положить пальто. Не надо на собрании зря тратить время, зачитывая оценки детей.
Этика отношений в системе « учитель – учитель»
Спецификой педагогической деятельности является то, что индивидуальные усилия отдельных учителей могут не привести к желаемому результату, если они не скоординированы с действиями всего педагогического коллектива. Морально- психологический климат учительского коллектива это один из существенных факторов, оказывающих непосредственное и опосредованное влияние на учеников. Рассмотрим основные проблемы нравственных отношений в педагогическом коллективе. Основные этические принципы отношений в педагогическом коллективе во многом совпадают с другими трудовыми коллективами. Главные из них: демократичность, толерантность, компетентность, взаимопомощь. Основными признаками благополучия морально-психологического климата таких коллективов являются:
В тоже время, нравственные отношения в педагогическом коллективе имеют свои особенности, которые определяются спецификой педагогической деятельности ее задачами. В педагогической профессии быть уважаемым и иметь авторитет становиться профессиональной необходимостью, без которой учитель невозможно полноценно осуществлять свою деятельность. Данную деятельность отличают особая ответственность за результаты своего труда и в тоже время сложность осуществления ее объективной оценки. Эти и другие особенности педагогической деятельности определяют более высокие этические требования к отношениям внутри коллектива. Эти отношения строятся на основе коллективной ответственности за каждого ученика, стремления поддержания и укрепления авторитета друг друга, повышения качества учебно-воспитательного процесса, заботы о профессиональном росте каждого педагога. В противном случае взаимоотношения коллег будут осложнены разнообразными конфликтами и другими негативными явлениями, среди которых следует особо отметить профессиональный эгоизм. Его проявления разнолики, но суть в том, что свои узкие профессиональные интересы педагог ставит выше других, не считаясь с коллективными профессиональными интересами. Например, в коллективах, где не принято заботиться об авторитете своих коллег, борьба за авторитет нередко превращается в борьбу за приоритет. Некоторые личностные качества учителя: завистливость, завышенная самооценка, низкий уровень самокритичности также могут быть причинами этого явления. Такие педагоги любят не профессию, а себя в профессии. Нередко они позволяют себе свысока говорить о коллегах, давать им негативную оценку в присутствии учеников, используют недопустимый тон в общении с другими педагогами. Этим не ограничивается перечень этических ошибок, допускаемых данными педагогами. Стимулировать напряженные отношения между членами педагогического коллектива может и несправедливая оценка деятельности учителей. Нравственная атмосфера педагогического коллектива зависит также от уровня педагогической культуры каждого ее члена. Особая ответственность лежит на опытных педагогах. С опытом возрастает опасность «заболеть дидактизмом», т.е. потерять способность сомневаться в своей правоте, стремиться всех и по любому поводу поучать, разучиться слушать и слышать других. Нередко подобный стиль общения демонстрируют опытные преподаватели по отношению к молодым коллегам. Это особенно опасно, поскольку приводит к отчуждению и убивает педагогическое творчество. Безапелляционность невозможна в коллективах, где царит творческая атмосфера, где заботятся о творческом росте каждого, вовлекая его в такие виды деятельности, в которых он мог раскрыть свои способности. Особая роль в создании такой атмосферы отводиться руководству учебного заведения. Многочисленные исследования показывают, что существует непосредственная связь между личностными качествами руководителя и нравственным климатом его коллектива. Так, авторитаризм, формализм, негибкость, руководство на основе жесткого контроля и конкуренции стимулирует многочисленные конфликты, приводит к безынициативности. Учитель начинает работать ниже своих возможностей, снижается его ответственность. Творческая атмосфера при таком руководстве невозможна. У педагогов снижается мотивация достижения, они ощущают себя «пешками». Если же руководителю удается сохранить баланс между свободой и руководством, между самостоятельностью и помощью, если он доброжелателен, искренен, внимателен к своим подчиненным, то это не может положительным образом не отразиться на моральном климате коллектива.
|
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
|