Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Сократ

  1. Эпоха, жизнь, теоретические источники философии Сократа.

 

Древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.

 

Сократ был сыном каменотёса (скульптора) и повитухи. Получил разностороннее образование. Был женат. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне. Был учителем и старшим другом афинского политика и полководца Алкивиада. В 399 г. до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд.  

 

Источники философии:

Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта (Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир, Домострой), и лишь в ничтожной доле в сочинениях Аристофана. Но Платон и Ксенофонт представляют учение Сократа различно. Например, у Ксенофонта Сократ говорит, что врагам надо делать больше зла, чем они могли бы сделать; а у Платона Сократ говорит, что не следует платить обидой и злом никому на свете. Отсюда в науке возник вопрос: который из них представляет учение Сократа в более чистом виде.

 

Сократический метод:

Майевтика (повивальное искусство, родовспоможение) — метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

 

Диалектика (искусство спорить, вести рассуждение) —двое или более участников диалога, придерживающиеся различных мнений, желают найти истину путем обмена своими мнениями.

 

 

  1. Софисты и Сократ. Их сходства и различия.

 

Сходства

Софисты впервые стали изучать не космос, а человека. Темы софистики: этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание - культура и существование человека в ней.

 

Сократ тоже изучал человека. Сократ приходит к ответу: человек - это его душа. "Душа" - это разум, нравственное поведение.

 

Различия

Основные черты софистов:

- поиск последователей, поскольку исследование истины равнозначно ее распространению;

- демократизм: добродетель основана на знании, а не на происхождении; знание - ремесло, а потому оправданно взимание платы за обучение;

- универсальность мировоззрения;

- неограниченная вера в разум;

- индивидуализм: философское кредо: полагаться только на свои собственные силы.

- Базовое положение движения софистов можно определить высказыванием Протагора (480-410): "Человек есть мера всем вещам»

 

Сократ:

- истина искалась сообща, в диалоге.

- софисты пренебрегали истиной, а Сократ нет.

- считал, что истина и добродетель тождественны.

- утверждал, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми.

 

 

  1. Сократ и афинская демократия. Судебный процесс над Сократом.

 

На суде Сократ вместо принятого в то время обращения к милосердию судей, говорит о словах дельфийской жрицы-прорицательницы о том, «что нет человека более независимого, справедливого и разумного, чем Сократ». Также он отвергает обвинения в богохульстве и развращении молодёжи.

 

В афинском судопроизводстве процессы разделялись на «ценимые» и «неценимые». «Неценимыми» были те, в которых наказание было предусмотрено действующими законами, а «ценимыми» — те, в которых наказание назначал суд. Во втором случае после первой подачи голосов, когда решался вопрос, виновен ли подсудимый, следовало второе голосование (если вердикт был обвинительный) относительно меры наказания или штрафа. Наказание предлагал как обвинитель, так и подсудимый, причём последнему было невыгодно назначать себе слишком малое наказание, потому что тогда судьи могли склониться на сторону наказания, предложенного обвинителем.

 

Сократ гордо говорит, что заслуживает не наказания, а высшей чести древних Афин — обеда в пританее за государственный счёт (пританей – совещательный орган, где бесплатно могли обедать заслуженные граждане), что даже штраф для него оскорбителен.

 

Перед смертью Сократ попросил принести в жертву петуха (обычно данный обряд совершался как благодарность за выздоровление), символизируя этим свою смерть как выздоровление, освобождение от земных оков. 

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.