Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Сущность контроля

Сущность контроля

 

Т.о., контроль может выполнять все основные функции обучения:

1.Обучающая

2.Воспитательная (воспитывающая)

3.Если контроль включает творческие задачи, если он способствует развитию волевых качеств, если он способствует развитию мотивов учебной деятельности, то мы говорим, что у него есть и развивающая функция.

4.Контрольная функция (главная). Контроль тем более совершенен, чем больше функций он реализует (чем больше функций и задач реализуется с помощью контроля, тем более он эффективен).

 

Дидактические требования к осуществлению контролю:

 

1.Контроль должен быть систематичен и последователен. Представьте учителя, который не дает никаких контрольных, а под конец дает несколько контрольных, по две самостоятельных на уроке, чтобы накопить оценки.

2.Контроль должен быть всесторонним. Что под этим подразумевается? Мы должны выяснять не только объем знаний, но и глубину знаний, осмысленность, самостоятельность ответов. Т.е. мы рассматриваем знания учеников с разных сторон.

3.Объективность. Результаты контроля не только должны соответствовать реальным результатам обучения, но и внутренне объективным, т.е. ученик должен быть согласен с результатами, которые дает учитель. Если ученик не согласен с оценкой учителя, то это говорит о том, что контроль был необъективен, но это может означать, что ученик заблуждается, может не понимать критерий оценки. Поэтому учитель должен объяснять критерий оценки.

4.Контроль должен быть гласным.

5.Контроль должен быть результативным. Контроль тогда результативен, когда он способствует повышению качества обучения. Если мы проверим через 2-3 недели, когда дети все забыли, смысла нет проверять.

6.Контроль должен учитывать индивидуальные особенности учащихся. Мы должны не только четко констатировать или фиксировать знания ученика и их соответствие планируемым нормам, но мы должны отмечать и индивидуальный рост ученика, и труд, который вложил ученик в освоение этого материала.

 

Контроль может осуществлять по-разному. По большей части мы сравниваем результаты обучения ученика со среднестатической нормой; можно сравнивать с групповой нормой (с результатами обучения в классе), а можно с личной индивидуальной нормой.

 

Виды контроля

Выделяют три вида контроля:

1)Текущий контроль – систематическая проверка усвоения знаний на каждом уроке. Основная функция такого контроля – это обучающая функция. Текущий контроль – это основной способ оперативной обратной связи. Благодаря нему, мы можем перестраивать, оценивать процесс обучения. Но при помощи такого контроля мы не поймем, усвоил ли ребенок знания в системе, видит ли связь изученных материалов.

2)Тематический контроль – охватывает материал системы уроков, определенного раздела программы. Основное назначение – выявление у учеников понимания, знания существенных связей, зависимостей между изучаемыми явлениями и процессами. Примеры: итоговые контрольные работы, тематические зачеты.

3)Итоговый контроль (его иногда называют заключительный) – это контроль по завершению обучения всего курса. Его цель – помочь учащимся усвоить систему и структуру учебного предмета, выделить главное, понять взаимосвязь между отдельными частями курса. Пример: когда я готовлюсь к экзамену, я зачастую понимаю, что главное, что базовое, что основное, все выстраивается в логическую цепь.

 

Каждый из этих видов контроля может осуществляться по-разному, разными методами.

 

 

Методы контроля

 

Методы контроля – это способы, которыми осуществляется обратная связь:

1)Устный контроль

2)Письменный контроль

3)Практический

4)Графический контроль (когда мы составляем графики, схемы, чертежи, контурные карты)

5)Программированный контроль

6)Наблюдение (наблюдая за учениками, мы можем осуществлять обратную связь).

 

Каждый из этих методов может осуществляться в разной форме.

 

 

Формы контроля:

 

1)Индивидуальная – наиболее эффективная форма контроля. Позволяет учесть индивидуальные особенности учебной работы каждого учащихся. Позволяет глубоко и всесторонне выявить характер знаний, умений, навыков каждого ученика, указать необходимую помощь в процессе контроля. Можно использовать компьютеры – может возрасти эффективность.

 

2)Фронтальная – имеет свои преимущества. Работает весь класс над заданием учителя; ответы выражаются либо в письменной, либо в устной форме. При такой проверке существует возможности организации сотрудничества детей, особенно при устной фронтальной проверке: ученики слушают ответы друг друга, происходит взаимообогащение, есть возможность обсудить ответ товарища. Когда ученики могут добавлять, уточнять, вносить поправки в ответы друг друга. Но тут возникают трудности, например, при выставлении отметки: мы не можем опросить всех глубоко.

 

Глубоко можно опросить при фронтальной письменной проверке. Но здесь свои тонкости: результаты отделены по времени от самой проверки. Учеников волнуют результаты, когда они еще на уроке или выходят с урока, а через неделю интерес уже пропадает – никто уже ничего не помнит. Обучающая функция контроля более эффективна, когда проходит малое время между контролем и проверкой.

 

3)Уплотненная форма контроля - это когда соединяют индивидуальный контроль и фронтальный. Нескольких учеников опрашивают у доски (стоят у доски несколько учеников), а с остальными ученикам учитель работает фронтально. Иногда осуществляется по-другому: задание дается всем, дети пишут работы письменно, после чего работы проверяются устно. Пример: дети пишут под копирку, после чего читаются ответы, дети сами себя проверяют (будет и индивидуальная проверка – потом проверим листочки, и самопроверка).

 

4)Групповая – редко, почти не рассматривается в литературе.

5)/*Коллективная форма контроля (см. Шаталов) – когда один билет все ученики рассказывали выбранному учителем ученику – консультанту./

 

Способы контроля:

 

1)Индивидуальный опрос. Для чего нужен индивидуальный опрос на уроках информатики или математики. Чаще всего студенты не используют устный опрос. Объясняется материал, после чего дают вопросы на листочке – самостоятельные работы. Устный контроль нужен, т.к. это развивает речь, учит излагать свои мысли, рассказывать материал.

 

В последнее время нет форм работы таких, как вызов к доске с целью объяснения доказательства теоремы. На практике не отучайте детей от комментирования действий. Нужно развивать речь детей.

 

Основное назначение устного контроля: способствовать развитию речи, мышления, памяти, учить грамотно излагать свои мысли, высказывать свою точку зрения.

 

Недостатки: почему индивидуальный опрос уходит из школы?

Он не экономен по времени; на разных уроках учитель спрашивает разных учеников – ученики высчитывают, ничего не делая несколько уроков после опроса (хорошие учителя вызывают подряд); вызывает психологическое напряжение у детей - дети стесняются выходить к доске. При использовании данного метода возникают сложности с активизацией внимания всех учеников: один ученик работает у доски, остальные отдыхают. Способы активизации внимания учеников: продолжи, задать вопрос, рецензия ответов товарищей у доски.

 

 

2)Фронтально-устный опрос. Главное достоинство то, что мы активизируем всех детей. Обучающая функция достаточно высокая. Мы можем актуализировать знания детей.

 

Сложность: сложность выставления отметки. При устном фронтальном опросе есть актив и пассив. Какие приемы существуют для активизации данной деятельности:

a.сигнальные карточки (верно-неверно, я знаю ответы на вопрос, я не знаю ответа на вопрос);

b.можно зачитывать какой-то вопрос и варианты ответов (, , ) – могут на пальцах показывать; хорошо с устным счетом.

c.различные абаки, устные диктанты и т.д.

d.графические способы – вырезать континенты и их узнавать.

e.игры – задавать вопросы; кто не ответил – выбывает; может опять вступить в игру, если оставшиеся не отвечают; победитель – последний.

 

Это внешние способы активизации (см. Гина).

 

Но: детям будет интересно, если будут интересны сами вопросы. Например, вопросы проблемные (вопросы на сходство и различие, вопросы, приводящие к противоречию), а не репродуктивные. Т.е. средства внешней активизации имеют определенные пределы, надо каждый раз искать в содержательном плане средства внутренней активизации при фронтальном опросе. Иногда бывает, что вложил немного, а ребенок сдвинулся с места, а бывает вкладываешь, вкладываешь, а ребенок не сдвинулся с места.

 

3)Письменная проверка (бывает в двух формах: фронтальная и индивидуальная) – наиболее удобна для педагога, т.к. когда он проводит устную проверку, то он очень напряжен эмоционально – ему нужно слушать ответ, следить за всем классом. В случае письменной проверки остается документ, с которым можно работать столько, сколько захочешь.

 

Обучающая функция письменного контроля не столь эффективна, т.к. есть промежуток во времени между контролем и оглашением результатов.

 

Графическая проверка. Форма графической проверки: учитель называет, а ученики должны класть различные фигурки и квадратики на различные континенты.

 

Проблема совершенствования контроля знаний

Интересные виды контроля знаний

 

Как учитывать результаты обучения

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.