Задачи содержания и принципы организации внеурочной работы с учащимися
- Сущность внеурочной работы.
- Принципы внеурочной работы
- Формы и методы внеурочной работы.
Внеурочная работа (ВР) = внеклассная работа.
Дидактика – то, что в рамках урока.
Сегодня – то, что за рамками урока. ВР очень важна. Если нет ВР, учить детей становится сложнее. Сейчас уделяется большое внимание ВР.
Сущность внеурочной работы.
Что такое ВР?
1.Это свободно избираемая эмоциональная форма жизни школьника, в которой удовлетворяются его интеллектуальные, познавательные, эстетические запросы, потребности в отдыхе, развлечениях, совместном проведении досуга.
2.Это деятельность, которая организована на основе внутренних побуждений детей во внеучебное время.
3.Форма общения школьников и учителей, а также сверстников школьников после уроков.
Цели и задачи ВР.
- Гармоническое и разностороннее развитие личности: развитие способностей детей, оказание помощи в самореализации, самоактуализации. Но эта цель решается и на уроках, и родителями, и учителями дополнительного образования.
Но: существует еще индивидуальная программа развития ребенка, и она реализуется во внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Активизация познавательной, мотивационно-потребностной и действенно-волевой сферы личности.
Т.е. прививаем интерес к учебе, формируем мотивы (причем не только к учебе), воспитываем систему рациональных потребностей (может быть несбалансированная система потребностей, например, интерес только к компьютерным играм). Что касается действенно-волевой сферы личности, то формируем волевых качества (коллективно творческое дело, готовим бал – учатся театрализации; не хочется идти на репетицию – подведешь остальных).
2. Выявление и реализация потенциальных способностей детей, удовлетворение их разнообразных интересов (в школах много разных секций, кружков), потребности в общении.
3. Развитие умения сотрудничества с людьми в различных сферах деятельности.
4. Развитие положительных индивидуально-личностных качеств школьника (негатив – это недовоспитанность положительных качеств).
Содержание ВР
Прописать подробно все нельзя, т.к. у каждого школьника свои задачи. Охватывает, по меньшей мере, три направления.
1. Развитие индивидуальности школьников – связана с задачами выявления задатков, удовлетворения потребностей, помощью в самореализации, самоактуализации. Это олимпиады, конкурсы.
2. Развитие и укрепление ученического коллектива. От среды зависит многое.
3. Организация разносторонней деятельности детей. Так, выделяют следующие виды деятельности:
а) познавательная (экскурсии, школьные лектории, викторины, смотры знаний, тематический КВН);
б) трудовая (генеральная уборка, субботник, украшение школы, изготовление скворечников, ярмарки);
в) внеклассная художественная деятельность (творческие выставки, концерты, посещение театров, вернисажей);
г) ценностно-ориентировочная деятельность. Это деятельность по реализации и развитию духовности детей, по формированию их мировоззрения. Здесь формируется отношение к миру, усваиваются основные нравственные и моральные нормы. Организовывать сложно. Это м.б. дискуссии, вечера по обсуждению литературных произведений.
Много об этом виде деятельности в работах Щелковой. Например, «волшебный стол» для маленьких детей. Ребенку предлагается сесть на стул. Педагог говорит, что стул волшебный: когда садишься на него, в тебе высвечивается все хорошее. Ребенок садится, и на него сыплются комплименты. Но: часто говорят одно и то же – превращается все в формальность. Если хорошо организовать, трудные дети получат должную порцию внимания.
д) свободное общение учащихся. Это огоньки, вечера отдыха, школьные балы, дискотеки, именины, походы в кино.
е) спортивная деятельность. Спартакиады, спортивные секции.
ж) общественная деятельность (шефство, поздравление ветеранов, встречи с интересными политическими деятелями; обучение бабушек и девушек компьютерной грамотности, программа «дети улицы»).
Эти виды деятельности переплетаются. Самая эффективная деятельность та, которая носит комплексный характер.