Стадии развития коллектива
Описаны у Макаренко. Он разработал теорию воспитания коллектива на уровне психологии. Далее развито Сухомлинским и т.д. Корни – в 17-18 вв. Песталоцци, Толстой, Шацкий.
Стадии:
1)Диффузная группа детей и учитель. Учитель формирует активных детей.
2)Учитель предъявляет требование к активным детям, формируя из них актив, а из актива идет задания к отдельной личности.
Здесь учитель предъявляет требование к активу. Ответственный по редколлегии – оформите газету.
Задача: каждому найти дело и включить в активную работу, т.е. расширить актив.
Требования, которые предъявляются к себе учениками, ниже, чем к другим детям.
3)Весь класс – актив.
Актив сначала требования предъявляет к себе, а потом к другим личностям.
Проблемы:
1)выбора актива.
Класс – первичный коллектив. Хорошо, если актив выбран удачно (дети – лидеры). А если актив выбран неудачно (дети неавторитетны), что делать? Найти способы повышения авторитета выбранного актива, подключать неформальных лидеров к активу. Хорошо, если неформальные лидеры несут позитивное начало. Но это могут быть низкоморальные дети. Тогда надо укреплять выбранный актив. Как? Всегда есть колеблющиеся. Нужно их привлекать. Увлекать работой. Чтобы у актива было интересно. Постепенно свита плохих детей будет меньше, проблема решится.
Есть альтернативное деление на стадии («романтическое» деление – каждому уровню соответствует свой девиз):
1) песчаная россыпь (каждый сам за себя);
2) мягкая глина (можно делать, что хочешь);
3) мерцающий маяк (дети загорятся – инициатива пропадает, нет стабильности);
4) алый парус (корабль, который ведут все вместе к цели);
Далее – может группа стать коллективом или корпорацией; корпорация – общие совместные интересы, но эти интересы могут противостоять интересам других людей, за пределами этой группы; коллектив – это группа, которая не замыкается в себе; реализует множество связей с другими коллективами, составная часть другого дружного коллектива;
5) горящий факел. «Сгорая сам, свети другим».
Есть и другие теории: личность противостоит группе, интересы сливаются и т.д. Но: может быть и не надо сливаться полностью с группой. Это тоже крайность. Может вылиться в конформизм. Нужно так воспитать, чтобы не было индивидуализма и диссидентства, с одной стороны, и конформизма, с другой стороны.
Вообще, все эти стадии условны.
Развитие коллектива – это не прямолинейное движение. Могут быть скачки, может быть деградация. Взаимоотношение личности и коллектива м.б. разное: личность может соответствовать уровню развития коллектива, может опережать, может не дорасти до коллектива. «Чучело» - девочка опережала коллектив в развитии.
Методы и формы воспитания коллектива должны соответствовать уровню коллектива.
Закон развития коллектива – это движение к цели. Длительная остановка в развитии коллектива приводит к стагнации. Нужно ставить все новые и новые перспективы.
Существуют 3 типа перспектив:
а) близкая перспектива (завтрашняя радость). Это событие, не очень отдаленное. Это событие приятное, оно не требует много времени. Важно небольшое приложение усилий в кино. Не должно быть так: все сделали родители – накрыли стол, заказали билеты; дети только поели-попили.
б) средняя перспектива (события, отодвинутые по времени) – 2-3 в год. Например, костюмированный бал к новому году; большой конкурс; 2-дневный поход на майские праздники.
в) дальняя перспектива. Это коллективная мечта после длительного трудового напряжения. Дети могут стремиться к этой мечте, но могут достигать не всегда. Например, дети с историком выезжают в небольшие этнографические экспедиции. Есть мечта – создать этнографический музей. На 3-ем годе работы создается такой музей.
Правила достижения перспектив
1 этап. Выдвижение идеи, перспективы. Выдвигает идею учитель.
2 этап. Дети выдвигают инициативу. Составление плана работы. Разложение средней и дальней перспективы на части. Нужно поддерживать интерес. Могут быть собрания совета дела, отчеты, конкурсы, беседы. Иначе дети угаснут. Нужно продумать методы стимулирования.
3 этап. Конкурс на лучшую идею. Достижение перспективы. Анализ. Подведение итогов. На этом этапе лучше всего выдвигать следующую перспективу. Дети здесь чего-то хотят, они на эмоциональном подъеме.
Педагогическое руководство ученическим коллективом на разных стадиях его развития