Пути и средства преодоления неуспеваемости
- Организация дополнительных занятий с отстающими во внеурочное время. Причем используется она для всех учеников независимо оттого, какая именно причина вызвала их отставание.
Это экстенсивный подход в решении учебных проблем. В преодолении неуспеваемости он не эффективен. Международные сравнительные исследования показали наличие слабой зависимости между количеством часов, истраченных на тот или иной предмет, и качеством знаний, продемонстрированных учениками во время тестирования. К примеру, учащиеся Новой Зеландии тратят большое количество часов на изучение математики и естественных наук. Но они проявили ничуть не больше знаний, чем норвежцы, у которых предусмотрено минимальное по сравнению с другими странами количество часов для преподавания вышеуказанных дисциплин
В то же время американские психологи и педагоги (Кэрролл и Блум) считают, что при устранении лимита времени 95 процентов учащихся могут полностью усвоить содержание образования, если с детьми действительно заниматься, а не говорить: «Сидите, делайте, а я пошел».
- Формирование приемов познавательной деятельности (общеучебных навыков)
Здесь взывать к совести, чувству долга, упрекать в том, что ученики работают недостаточно, приглашать родителей в школу бесполезно. Ощутимых результатов все это не даст. Эти учащиеся занимаются много, очень старательны, добросовестны, но для успешного обучения им не хватает познавательных сил. Главное в работе с ними - учить учиться.
Основные тенденции развития образования в мире