УУД – универсальные учебные действия
Задача – познакомиться с УУД (ожидаемыми результатами на уроке информатике) и выделить УУД, формирование которых непосредственно (целенаправленно) может осуществляться на уроке информатики.
Понятие УУД и почему мы обращаем на них пристальное внимание. Сегодня отечественная школа начала жить по новым ФГОС. Начальная школа – 2 года назад; средняя школа – в этом году; старшая школа – в следующем году. ФГОС принимаются раз в 5 лет. Последний был в 2004 году. Новое поколение вступило в действие два года назад, в этом году и следующем. Изменилась сама концепция оценки результатов.
Если раньше успешность освоения оценивалась по соответствию учащихся определенным ЗУН, сегодня ситуация принципиально иная. Выдвигаются ряд универсальных учебных действий как ожидаемый результат обучения в целом и на любой дисциплине в частности. Учитель-предметник сам может выбирать формы, методы, содержание обучения, которые в итоге приведут к достижению УУД. Главное – результат. Как мы научим – это отдается на волю преподавателя или обр. учреждения в целом. На данный момент школа выбирает – какую методическую систему выбрать. Комплекс дисциплин также выбирается образовательным учреждением. Раньше такого не было: было жесткое содержание обучения, набор учебников.
Совершенно другой подход – личностно-ориентированный подход (деятельностный подход). Нужно перестраивать всю систему образования. Четко прописано место информационных технологий. Без них невозможно реализовать цели обучения сегодня. Для некоторых предметов прописано, что такое информационно-образовательная среда, ее компоненты, что каждый учитель обязан формировать инф.-обр. среду, быть ее элементом (электронный дневник, учительский блок, ЭОР).
УУД – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; это совокупность действий учащегося, обеспечивающего его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая саму организацию этого процесса.
Учебные действия (в соответствии с ФГОС) – это конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий.
Как мы видим, в число УУД входят не только действия по усвоению новых знаний и умений, но и существенная часть личностных действий, а именно - усвоение социального опыта, соц. компетентность, культурная идентичность.
Выделим те УУД, которые можно целенаправленно формировать и развивать в ходе нашей дисциплины.
I. Личностные УУД.
Особенность нового ФГОС: гос-во уделило внимание процессу воспитания. Сейчас это становится одной из главных задач (ранее забывали); ситуация в стране показывает, что нужно воспитывать учащихся.
Обеспечивают целостно-смысловую ориентацию учащихся, а также ориентацию в соц. ролях и межличностных отношений.
Целостно-смысловая ориентация – умение соотносить свои поступки в с этическими принципами (знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект своего себя поведения).
Социальная роль – умение себя сориентировать в обществе, осуществляя ту или иную социальную роль и межличностные отношения.
Применительно к уч. деятельности выделяются три вида УУД:
1. Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное).
2. Смыслообразование – это установление учащимися взаимосвязи между своей учебной деятельностью и мотивацией, т.е. связи между результатом обучения и тем, что побуждает уч. деятельность (учащийся должен задаться вопросом и ответить на вопрос: для чего я учусь, для чего я осуществляю эту деятельность).
3. Нравственно-этическая ориентация – умение этически оценивать содержание обучения, умение этически его оценить на основе формируемых личностных и социальных ценностей.
УУД являются предметом не только уч. деятельности, но и деятельности по воспитанию, развитию, просвещению учащегося. УУД в целом формируются в образовательном процессе. Мы должны развивать личностные УУД в пределах нашей дисциплины.
Информатика формирует следующие УУД: нравственно-этическую ориентацию (на уровне освоения сетевого этикета), использование образовательных (и шире: информационных) ресурсов, помогает определить смысл образования, т.е. какая мотивация изучения информатики - предпрофессиональная, мировоззренческая. С информатикой легче – учащийся отдает себе отчет, что информатика применима в плане интеграции в информационное общество. Математика гораздо сложнее, но мотивация тоже должна быть найдена при формировании УУД.
II. Регулятивные УУД
Обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. Сегодня человек очень много учится, поэтому эта группа УУД просто необходима. Во ФГОС этим УУД уделено особое внимание, т.к. если мы не научим учиться ученика, то он не сможет эффективно учиться далее.
К данным УУД относятся:
- Целеполагание – это постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже мне известно, а что еще мне не известно. Учащийся должен уметь поставить учебную задачу на основе того, что нужно изучить (должен определить цель освоения темы, элемента темы, умения; к примеру – я не умею работать со слоями в графическом редакторе – будем исправлять).
- Планирование (цель сформулирована уже) – должен определить последовательность промежуточных целей для достижения конечного результата (умение составлять план действий). Мы это планирование как учебное действие формируем в курсе информатике, когда мы изучаем алгоритмизацию. Алгоритмическая культура – это умение построить последовательность действий, которое приводит к решению задач (с начальной школы: задания типа как собираться в школу – присутствуют).
- Прогнозирование: нужно предвосхитить результат и условия достижения результата, его временные характеристики.
- Контроль: в форме сличении своего способа действия и его результата с заданным эталоном для того, чтобы понять – отклоняюсь ли я от эталона или нет.
- Коррекция: если вижу отклонение, то я должен внести корректировки в план действий.
- Оценка – я должен выделить и осознать, что мною уже усвоено, а что подлежит усвоению, причем с каким качеством усвоено.
- Саморегуляция – это способность учащегося к мобилизации своих сил, т.е. к волевому усилию преодолевать препятствия и разрешать конфликты на пути к достижению цели.
Они называются универсальными, т.к. формируются на любой учебной дисциплине. Ребенку предстоит планировать свою деятельность, и не только учебною, поэтому эти УУД – самые важные.
III. Познавательные УУД.
Представлены тремя группами:
1. Общеучебные.
1.1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
1.2. Поиск и выделение необходимой информации, применение средств информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств. Т.е. умение найти, выделить, критически оценить с помощью информационно-поисковых систем – это общеучебные действия. Если говорить в терминах информатики – учащийся должен уметь составить запрос, уметь оценить релевантность ответа (на сколько информация соответствует запросу в разных поисковых системах); скорректировать запрос; оценить, соответствует ли найденная информация поставленной цели. Ребенок уже в начальной школе должен обладать этими умениями. Есть ГОСТ дошкольного образования – там уже тоже это проступает.
1.3. Структурирование знаний – метод карт понятий, это и есть структурирование знаний. Ребенок должен понимать, как знания структурируются (ветвящиеся структуры (сеть), реляционная структура (БД) и пр.)
1.4. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Мы подходили к этому с психологической стороны, а теперь – УУД. Учащийся должен уметь писать от руки, клавиатура - вторично. В 4-м классе дети должны уметь печатать 10-пальцовым слепым методом (это прописано в стандарте).
1.5. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Ребенок должен уметь выбрать способ решения задачи, но эффективный в конкретных условиях.
1.6. РефлЕксия способов и условий действия – контроль и оценка процесса и результатов своей деятельности.
1.7. Смысловое чтение. Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации. Т.е. понимание, что это реклама, а это - художественная литература.
1.8. Постановка и формулирование проблемы. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Ребенок самостоятельно создает алгоритмы, которые направлены на решение творческих, поисковых задач.
1.9. Особую группу УУД составляют знаково-символические действия; формируются на математике, информатике. К ним относятся:
1.9.1 Моделирование, т.е. умение моделировать и работать с моделью (будь то имитационная, будь то математическая модель).
В разделе «формализация моделирования» изучаются модели на информатике. Изучаются также конкретные модели: эволюционные модели, рыночные модели. В старшей школе все учебники напичканы моделями. К примеру: геоинформационная система.
1.9.2 Преобразование моделей с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
2. Логические (они формируются математикой и частью информатики -«матлогикой»)
2.1. Анализ;
2.2. Синтез;
2.3. Сравнение;
2.4. Классификация по каким-то признакам;
2.5. Выведение следствий;
2.6. Подведение под понятия;
2.7. Установление причинно-следственных связей;
2.8. Построение логической цепи рассуждений;
2.9. Доказательства;
2.10. Выдвижение гипотез и их обоснование.
3. Действия постановки и решения проблем
3.1. Формулирование проблемы.
3.2. Самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера, поискового характера. Проблему сформулировал, далее должен уметь найти способы решения проблемы.
IV . Коммуникативные УУД.
Они обеспечивают социальную компетентность человека, учет действий других людей, обеспечивают учет партнера по общению, умение слышать, умение вступать в диалог, умение участвовать в коллективном решении проблемы, умение интегрироваться в группу сверстников, умение строить взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и со взрослыми.
Виды коммуникативных действий:
1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстником – это значит, что он должен определить цель взаимодействия (коммуникации), определить функции всех участников взаимодействия, выбрать способы взаимодействия.
2.Постановка вопроса – умение быть инициативным в выборе и поиске информации (умение ставить вопросы).
3.Разрешение конфликтов, т.е.:
a.Учащийся должен выявить проблему, которая лежит в основании конфликта;
b.Должен найти несколько альтернативных способов решения проблемы;
c.Оценить их;
d.Принять решение - выбрать способ разрешения конфликта и реализовать его.
4.Управление поведением партнера (не надо понимать впрямую – как роботом), имеется в виду – контроль, коррекция, оценка действий партнера, коррекция своих действий в соответствии с действиями партнера.
5.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, а именно – овладение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка (родного).
Очевидно, что часть из этих действий формируется в сетевом общении (изучается в информатике).
Развитие систем УУД осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития и соответствует стадии развития личностной и познавательной сферы ребенка (это должны учитывать). Формирование УУД в обр. процессе определяется тремя положениями:
- Формирование УУД как конечная цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. Поэтому сегодня, например, в информатике увидим модуль сетевых коммуникаций (четко прописано – а какие УУД формирует).
- Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин, т.е. весь комплекс УУД формируется каждой дисциплиной (по-своему, но формируется). Допустим, в информатике в большей степени формируются коммуникативные, познавательные УУД; в меньшей – личностные УУД. В МХК (истории, обществознании), например, формируются в большей степени личностные УУД.
- УУД, их свойства и качество определяют эффективность обр. процесса, а именно: усвоение знаний, умений, формирование мировоззрения, формирование основных компетенций, в т.ч. личностной и социальной компетентности.
Вот эти три положения обрисовывают суть обр. процесса, основанного на формировании УУД.
Какие же УУД имеют непосредственное отношение к курсу информатики (сведем в единый смысловой блок)?
Прежде всего – знаково-символические действия (моделирование и преобразование модели). Например, построить карту понятий, построить структурную модель компьютера, построить сетевую модель, построить модель интернета и т.д.
Логические УУД:
Анализ - присутствует в явном виде, когда мы решаем задачки, когда мы строим графические модели, когда мы изучаем процесс хранения и обработки информации (сравниваем различные модели хранения и обработки информации). Это все то, чем мы занимаемся на практических лабораторных работах.
Синтез.
Классификация.
Причинно-следственные связи – те же понятия, которые присутствуют у нас в дисциплине.
Доказательства, выдвижение гипотез.
Постановка и решение проблемы (формулировка проблемы и поиск решения проблемы). Проблемы связаны с хранением, переработкой, передачей, использованием информации. В основном – это проектирование, создание инфоресурсов. Проблемы творческого поискового характера лежат в сфере обработки информации, в сфере поиска и создания ресурсов, информационных и информационно-исследовательских проектов. Здесь можно успешно формировать общеучебные УУД в части постановки и решения проблем.
Коммуникативные УУД. Новые формы коммуникаций, а именно: коммуникации, связанные с информационным сетевым взаимодействием образовательного характера. Любая деятельность, связанная с сетевым учебным взаимодействием (будь реализация сетевых телекоммуникационных проектов, или самостоятельная работа с сетевыми ресурсами, взаимодействие учителя и учащегося или учащихся будут направлены на формирование коммуникативных УУД, в частности: планирование сотрудничества, умение выразить четко свои мысли (в письменной форме), умение чувствовать партнера, умение взаимодействовать с партнером. А также умение взаимодействия со сверстниками и педагогом. Вот примеры формирования коммуникативных УУД при изучении информатики.
Социально-сетевые сервисы изучаем с точки зрения, как их использовать для решения тех или иных учебных задач. Социально-сетевые сервисы используются как платформа, среда для уч. информац. взаимодействия (контакт, например). Умение вступать в диалог, умение из него выйти, умение слушать и т.д. Т.к. сфера сетевого взаимодействия расширяется, то роль информатики тут существенная (именно информатика отвечает за формирование УУД в сетевом взаимодействии).
Формирование личностных УУД. Формирование информационного мировоззрения – задача информатики, т.е. формирование некоторых норм, правил поведения, нравственных принципов. Определенные правила поведения есть в обществе, поэтому мы должны навязать ребенку этикет и пр.
Смыслообразование: формирование понимания, для чего ты учишься – это задача информатики как дисциплины. Ты учишься для того, чтобы приобрести умения и навыки существования в новом обществе. Нужно уметь взаимодействовать в сети, использовать сетевые технологии и пр. Четко видеть связь учащийся должен между предъявляемой целью и имеющейся у него мотивацией. Мотивация присутствует на многих предметах, т.к. ребенок часто не понимает – для чего учиться.
Личностные УУД в нашей дисциплине тоже формируются.
Вот и все, что хотелось бы сказать на предмет роли дисциплины в формировании УУД.
Впереди лаба, в которой нужно будет попробовать написать план одного урока по информатике, направленный на формирование УУД. Примеры дадут. Т.е. нужно выбрать раздел курса информатики и подумать – какой из УУД можно было бы сформировать в рамках того или иного содержательного урока.
Может быть связано с моделированием, или сетевое взаимодействие, или схема компьютера.
Зачет будет по вопросам. Выдан конспект лекций, будут выданы вопросы. Лабораторные должны быть все сданы, это допуск к зачету. Обычно зачет – два вопроса. Будут спрашивать на зачете.
До н.г. примут зачет.
Схема УУД: