Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Возникновение и развитие педагогики

Возникновение и развитие педагогики

 

Педагогика – (дословно - руководство детьми). Педагогами в Др. Греции называли рабов, которые водили и отводили детей в образовательные учреждения, не занимаясь процессом образования.

 

Исторически сложилось, что термин педагогика используется в 2 смыслах.

  1. Искусство воспитания. Это искусство, имеющее практический характер. Сейчас термин имеет более широкое значение: воспитание не только детей.
  2. Дисциплина, которая занимается системой знаний о воспитании.

 

В первом смысле педагогика стара, во втором смысле – это очень молодая наука.

 

Источники педагогической науки.

  1. Воспитание. Зачатки воспитания появились в рабовладельческом обществе. Выделяется каста людей, которым поручается передача опыта от старших поколений к младшим. Например, старейшины рода. Но, в первую очередь, воспитание касалось мальчиков.

 

Но знания накапливались. Возникала необходимость в учреждениях, которые бы более серьезно занимались передачей человеческого опыта. В античном обществе появляются первые учебные заведения. Это могли быть медресе в Средней Азии. Гимназии в Древней Греции. Именно в этот период появляются первые попытки обобщить опыт воспитания. Платон считал, что детей как можно раньше нужно забирать у родителей и передавать их воспитание – отсюда идея детских садов и ясель (общественное воспитание).

 

Раннее Средневековье. Не отличается прорывами в области педагогической науки. Лишь в отдельных аспектах философских знаний можно найти педагогические идеи. Активно развивалась теология, химия и алхимия, некоторые аспекты физики и математики. Общественные науки были под давлением церкви, поэтому они не получили развития.

 

Эпоха Возрождения. Гуманистическая (гуманизм - человеколюбие) направленность. Новый всплеск педагогических идей. Идеи гармонического развития человека античности получили второе рождение. Кампанелла «Город Солнца». Обратили внимание на интересы человека. В 1654 г. вышла книга Яна Амоса Каменского (чех) «Великая дидактика». С этой книгой связывают рождение педагогики. В ней систематизированы все знания по педагогике – это была первая попытка. Выведены основные закономерности, каким образом производить процесс обучения и воспитания. В этот период отдельного не выделяли процессы обучения и воспитания. Педагогика выходит из-под крыла философии и становится самостоятельной наукой (в этот период многие науки проходят из-под крыла философии).

 

18 – 19 века.

Центры развития педагогической науки – Швейцария и Германия, немного Франция (эпоха Просвещения).

 

Россия. Прежде всего, 19 век. Хотя было много интересных учебных заведений, например, институт Благородных девиц.

 

Известные педагоги России:

Ушинский – развил идею народного воспитания, обосновал систему воспитания.

 

Каптерев Петр Федорович – поднял пед. науку на более выс. уровень, т.к. он подвел под педагогику психологическую основу. Его работы до сих пор современны.

 

Макаренко Антон Семенович («Педагогическая поэма») – создал уник. систему воспитания в коллективе. Без создания благоприятного психологического климата воспитание детей невозможно. Создавал коммуны из неблагополучных детей. Причем благополучную коммуну влил в огромную колонию малолетних преступников – преступники перевоспитались. «Я знаю до 20 оттенков, как сказать фразу «иди сюда», и ни один колонист не посмеет ослушается».

 

Позднее: Пиаже, Выгодский, Замков.

 

С начала 20 в. можно четко сказать, что педагогика является наукой. 100 лет назад разделяли понятия педагогия (практика) и педагогики (касалась теор. основ и теор. знаний).

 

Педагогика – это наука о воспитании человека.

Почему воспитание человека, а не ребенка. – Т.к. занимается и воспитанием взрослых. Есть даже ветвь, занимающаяся воспитанием стариков.

 

Источниками развития пед. науки являются: 1) история педагогики (многовековой опыт воспитания); 2) психология. (Одного исторического опыта недостаточно, т.к. нужно знать природу человека, т.е. объект воспитания); 3) философия (этика) – для чего воспитывать. + культурология, социология, физиология (особенности функционирования человеческого организма), кибернетика.

 

Когда мы область знаний считаем наукой, а когда нет? Должны ответить на 4 вопроса, чтобы: 1) имеется ли предмет исследования, отличный от других наук? – педагогика: вопросы воспитания (дает ответ на вопросы как учить, чему учить, когда учить); 2) имеется ли она объективный метод исследования? – да (см. след. лекцию); 3) имеет ли свои законы и закономерности - да; 4) можно ли при помощи этих законов прогнозировать? – да.

 

Предмет педагогики – процесс воспитания личности, т.е. процесс целенаправленного преобразования свойств состояния человека. 

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.