Возникновение и развитие педагогики
Педагогика – (дословно - руководство детьми). Педагогами в Др. Греции называли рабов, которые водили и отводили детей в образовательные учреждения, не занимаясь процессом образования.
Исторически сложилось, что термин педагогика используется в 2 смыслах.
- Искусство воспитания. Это искусство, имеющее практический характер. Сейчас термин имеет более широкое значение: воспитание не только детей.
- Дисциплина, которая занимается системой знаний о воспитании.
В первом смысле педагогика стара, во втором смысле – это очень молодая наука.
Источники педагогической науки.
- Воспитание. Зачатки воспитания появились в рабовладельческом обществе. Выделяется каста людей, которым поручается передача опыта от старших поколений к младшим. Например, старейшины рода. Но, в первую очередь, воспитание касалось мальчиков.
Но знания накапливались. Возникала необходимость в учреждениях, которые бы более серьезно занимались передачей человеческого опыта. В античном обществе появляются первые учебные заведения. Это могли быть медресе в Средней Азии. Гимназии в Древней Греции. Именно в этот период появляются первые попытки обобщить опыт воспитания. Платон считал, что детей как можно раньше нужно забирать у родителей и передавать их воспитание – отсюда идея детских садов и ясель (общественное воспитание).
Раннее Средневековье. Не отличается прорывами в области педагогической науки. Лишь в отдельных аспектах философских знаний можно найти педагогические идеи. Активно развивалась теология, химия и алхимия, некоторые аспекты физики и математики. Общественные науки были под давлением церкви, поэтому они не получили развития.
Эпоха Возрождения. Гуманистическая (гуманизм - человеколюбие) направленность. Новый всплеск педагогических идей. Идеи гармонического развития человека античности получили второе рождение. Кампанелла «Город Солнца». Обратили внимание на интересы человека. В 1654 г. вышла книга Яна Амоса Каменского (чех) «Великая дидактика». С этой книгой связывают рождение педагогики. В ней систематизированы все знания по педагогике – это была первая попытка. Выведены основные закономерности, каким образом производить процесс обучения и воспитания. В этот период отдельного не выделяли процессы обучения и воспитания. Педагогика выходит из-под крыла философии и становится самостоятельной наукой (в этот период многие науки проходят из-под крыла философии).
18 – 19 века.
Центры развития педагогической науки – Швейцария и Германия, немного Франция (эпоха Просвещения).
Россия. Прежде всего, 19 век. Хотя было много интересных учебных заведений, например, институт Благородных девиц.
Известные педагоги России:
Ушинский – развил идею народного воспитания, обосновал систему воспитания.
Каптерев Петр Федорович – поднял пед. науку на более выс. уровень, т.к. он подвел под педагогику психологическую основу. Его работы до сих пор современны.
Макаренко Антон Семенович («Педагогическая поэма») – создал уник. систему воспитания в коллективе. Без создания благоприятного психологического климата воспитание детей невозможно. Создавал коммуны из неблагополучных детей. Причем благополучную коммуну влил в огромную колонию малолетних преступников – преступники перевоспитались. «Я знаю до 20 оттенков, как сказать фразу «иди сюда», и ни один колонист не посмеет ослушается».
Позднее: Пиаже, Выгодский, Замков.
С начала 20 в. можно четко сказать, что педагогика является наукой. 100 лет назад разделяли понятия педагогия (практика) и педагогики (касалась теор. основ и теор. знаний).
Педагогика – это наука о воспитании человека.
Почему воспитание человека, а не ребенка. – Т.к. занимается и воспитанием взрослых. Есть даже ветвь, занимающаяся воспитанием стариков.
Источниками развития пед. науки являются: 1) история педагогики (многовековой опыт воспитания); 2) психология. (Одного исторического опыта недостаточно, т.к. нужно знать природу человека, т.е. объект воспитания); 3) философия (этика) – для чего воспитывать. + культурология, социология, физиология (особенности функционирования человеческого организма), кибернетика.
Когда мы область знаний считаем наукой, а когда нет? Должны ответить на 4 вопроса, чтобы: 1) имеется ли предмет исследования, отличный от других наук? – педагогика: вопросы воспитания (дает ответ на вопросы как учить, чему учить, когда учить); 2) имеется ли она объективный метод исследования? – да (см. след. лекцию); 3) имеет ли свои законы и закономерности - да; 4) можно ли при помощи этих законов прогнозировать? – да.
Предмет педагогики – процесс воспитания личности, т.е. процесс целенаправленного преобразования свойств состояния человека.