Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Методы воспитания

Методы воспитания

 

Главное воспитание – выработка отношения. Когда мы вырабатываем отношение, мы воздействуем на эмоц., интеллект., волевую сферы личности.

 

Что такое воздействие?

Воздействие – это эпизодическое действие, направленное на получение

Но: воздействие не формирует отношение. Только воздействие, работающее в одном направлении, дает ощутимый результат.

 

Но: окрики вырабатывают негативное отношение. Поэтому, осуществляя то или иное воздействие, нужно думать о последствиях, т.е. какое отношение выработается у ребенка – негативное или позитивное.

 

Метод воспитания – это способ достижения заданной цели воспитания и решения конкретных пед. задач; это совокупность воздействий на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью формирования их запланированного отношения, качеств личности.

 

Чтобы метод воспитания реализовывался через систему воздействий, необходимо, чтобы получаемая педагогом реакция воспитанника совпадала с его будущим отношением.

 

Прием воспитания – это часть общего метода. Например, дискуссия. Можно дать противоречивое высказывание, тем самым побудить детей к работе. Также лекция.

 

Средства воспитания – м.б. все, что угодно. Это предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения воспитательных задач (наглядные пособия, книги, СМИ, произведения культуры, искусства, архитектуры). Нет плохих и хороших средств воспитания. Например, букет цветов. М. как чувство прекрасного или как рисунок с натуры. М. букет цветов использовать как средство подкупа педагога.

 

Исходя из этого, можно дать второе определение метода воспитания.

Метод воспитания – система приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели.

 

 

Классификация методов воспитания

Основа классификации – объект воспитания.

 

Объект воздействия

Группа методов

Названия методов

Сознание

Методы формирования сознания (взглядов, убеждений, идеалов)

Разъяснение, беседа, лекция, дискуссия, внушение, увещевание, инструктаж, объяснение, доклад, пример…

 

Осн. средство – как устное, так и письменное слово.

 

Поведение

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

Упражнение, пример, педагогическое требование (выйди к доске, будь внимателен, не опаздывай, я вас жду), общественное мнение, поручение, тренинги, ролевые игры, воспитывающие ситуации.

 

Эмоции

Методы оценки и стимулирования деятельности и поведения

Поощрение, наказание, соревнование.

 

Разберем эти методы подробнее.

1. Сознание (или методы формирования убеждений). Это первоначальный этап воспитания. Это понимание учениками того, что им необходимо сделать. Основное средство здесь – это слово.

 

И поэтому основные условия эффективности данных методов:

1) Авторитет педагога.

 

2) Спец. обстановка, исключающая другие сильные раздражители, кроме слова. Смотрим увлекательную передачу, а мама говорит – мне надо с тобой поговорить. Слушает дочка вполуха. Поэтому на перемене нельзя разговаривать.

 

3) Опора на опыт жизненных представлений учащихся.

 

4) Убежденность воспитателя в том, что он говорит. Педагог говорит о вреде курения, а сам курит.

 

5) Учет уровня развития ребенка, его собственных моральных ценностей.

У каждого ребенка есть своя позиция.

 

Рассмотрим 3 позиции.

1)У детей нет точки зрения. Здесь будет зависеть все от того, насколько вы убедительны и логичны, насколько вы владеете словом.

 

2)У ребенка есть точка зрения, отличная от моей. Это не его точка зрения, но он о ней знает – слышал от родителей, читал. В этой ситуации говорят: я понимаю, что м.б. так. Давай разберем. В результате дискуссии можно прийти к противоположному выводу.

 

3)У ребенка сформирована четкая, отличная от моей, точка зрения. Нужно, чтобы он больше и больше рассказывал о своей позиции. Вылавливать противоречия, закладывая зерна сомнения. Нельзя напрямую переубеждать. Пусть лучше он убеждает.

 

Разные методы

Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия, применяемый к воспитанникам тогда, когда какие-либо понятия не знакомы ученикам или понимаются ими неверно. Будет использоваться по-разному для маленьких детей и детей старших. В 2-3 года – без подробностей, например, «так плохо». Для старших детей нужна мотивация, т.е. объяснять, почему так не поступают.

 

Не стоит разъяснять детям то, что им хорошо известно.

Сидит на перемене, есть чипсы и сорит. Учитель подходит и начинает увещевать. Здесь не нужно разъяснений. Нужно уже требовать. Бери веник, совок и убрал все за собой.

 

Внушение – это метод непрямого воздействия, этот метод воздействует исподволь; ребенок не ощущает себя объектом воспитания; метод действует через подсознание, создавая определенные установки. «Это несложная задача. Я уверен, что ты с этим справишься». «Я ухожу. Я уверена, что ты спокойно будешь сидеть дома».

 

Увещевание – сочетает и просьбу, и внушение, и разъяснение. «Маш, как же ты, такая воспитанная девочка, могла так поступить».

 

Разъяснение, внушение и увещевание – действенны, если их использовать правильно. Если неправильно, эти методы превращаются в нотации. Единственное желание – «когда же она закончит». Если чувствуешь, что получается нотация, то продолжать не имеет смысла.

 

Беседа (этическая) – как индивидуальная, так и групповая; плановая и неплановая. Условия эффективности этической беседы:

1) актуальность выбранной темы (что-то произошло волнующее, можно побеседовать);

2) проблемный характер обсуждения. Беседа – обмен мнениями; важно, чтобы каждая точка зрения была услышана.

3) материал беседы должен вызывать эмоциональный отклик.

4) нужно правильное руководство беседы. Нужно, чтобы беседа не превращалась в спор ради спора. Не должно быть излишнее давление педагога. Иначе беседа превратится в лекцию.

5) важно создать положительный эмоциональный фон беседа – располагающая обстановка, доверительный тон, уместный юмор, непринужденность. Например, костры в пионерских лагерях. Все критические замечания тет-а-тет будут восприниматься совсем не так, если эти замечания будут высказаны в присутствии других.

 

Диспут – горячие живые спор. Используются в средних и старших классах. Чтобы диспут состоялся, должны быть знания учеников. Важно правильно выбрать тему. Надо правильно организовать. Нельзя превращаться диспут в спор ради спора. Назначение диспута – не истина, а сам процесс: научить детей грамотно выражать свое мнение, слушать других, уважительно относиться к другой позиции, не бравировать своим превосходством, грамотное отстаивание своей точки зрения. Иногда результат диспута м. остаться открытым.

 

Диспут – метод решения проблемы, а не выяснение отношений. Не говори слишком долго, чтобы дать возможность высказаться другим. Сдерживай эмоции, подбирай слова, относись к позиции оппонента уважительно.

 

Поведение

Упражнение. Ребенок после перемены вбегает взъерошенный, рубашка торчит. Говорим: выйди и войди, как положено ученику. Ребенок прыгает на столе, тянет руку. Учительница показывает, как надо тянуть руку. Упражнения не д. превратиться в дрессуру.

 

Требования к упражнениям:

  1. Деятельность воспитанников д.б. осознанной. Поэтому упражнение часто сочетается с разъяснением, убеждением.

 

  1. Начинать упражнение нужно как можно раньше, тогда быстрее будут сформированы привычки.

 

  1. Для выработки навыка или привычки не достаточно одного упражнения, нужна система упражнений. Система – никто не даст ответа, сколько упражнений нужно. Это зависит от того, какую привычку формируем, и от индивидуальных особенностей ребенка. Общее правило. В процессе выработки навыка упражнения должны быть часты; как только ребенок что-то освоил, можно использовать это более редко; но нужно повторять, чтобы привычка не пропала.

 

  1. Каждый успех ребенка д.б. эмоционально подкреплен.
  2. Посильность упражнений.

 

Педагогическое требование.

Основные проблемы связаны с невыполнением требований. Требование – это предъявление школьнику культурных норм и отношений. Цель – стимулировать или, напротив, тормозить определенную деятельность воспитанника.

 

Требование бывают непосредственными и опосредованными.

 

Непосредственное требование – требование, предъявляемое конкретному ученику. «Иванов, вытри доску».

 

Опосредованное требование: «Ответственный за дежурство. Приведите в порядок доску».

 

Требования м.б. в прямой и косвенной форме.

 

В прямой форме – это четкие указания педагога что-то сделать. Указания высказаны решительно, уверенно.

 

В косвенной форме – скрывает авторитарную позицию педагога и принимает форму просьбы, совета, доверия, м.б. в юмористическом оформлении, намека, одобрения, условия, в игровой форме, т.е. в разных формах может быть. «Мне кажется, что у нас очень душно» - намек дежурным открыть окна и проветрить.

 

«Я бы на твоем месте решала бы эту задачу составлением уравнения» - совет.

«Выполнишь это, пойдешь играть» - условное требование.

«Писать на исписанной доске» - юмор.

«Кто быстрее свои вещи в портфель соберет» - игра.

 

Мастерство педагога – использовать оптимальные для данного случая требования. Макаренко мог фразу «подойди сюда» сказать в 20 оттенках.

 

Условия соблюдения пед. требования:

  1. Требование д.б. доведено до логического конца.

Иначе дети перестанут выполнять требования.

 

  1. Требование д.б. посильным.

 

  1. Требование д.б. инструктивным.

Д.б. четкая инструкция к выполнению. Помыл полы – ну, лучше бы сама помыла.

 

Ребенок сидит на последней парте. Болтает, отвлекает других. Хотим пересадить на первую парту. Он говорит, что не хочет. Нужно разбить это требование на части. Возьми портфель, подойти ко мне. Садись. Спасибо.

 

  1. Прием снятия сопротивления (прием Тома Сойера).

Нужно обойти это сопротивление. Нужно сделать так, чтобы ребенок сам захотел это требование выполнять. Том Сойер красил забор и делал вид, что ему это нравится. В результате он не сам красил и еще заработал много.

 

Ребенок не хочет пить молоко. Ты будешь из этой кружки пить или из этой.

Соревнования.

Проявление особое уважение.

Ребенок в сомнительной компании. Поздоровайся с компанией, скажи, что у тебя есть к ребенку дело и позови с собой.

 

  1. Соблюдение чувства меры.

 

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.