БЖД – безопасность жизнедеятельности
Эта наука была введена в курс школ и университетов с 1990 года.
Люди испытывали опасности природных явлений с самого возникновения человечества (большие звери, стихийные бедствия, наводнения, смерчи, ураганы). С 19-го века сам человек построил отрасли промышленности, которые несут опасность людям (атомная промышленность, химическая и др.) Оказывается, любой вид деятельности сопряжен с опасностью. Поэтому правильно вести курс БЖД в университете.
На нашей науке базируется антропометрический метод в нашей науке (т.е. выделяется приоритет человека). В каждой отрасли промышленности есть своя БЖД (свои инструкции, свои правила). У нас общие правила БЖД. Будем изучать непосредственные опасности для человека непреднамеренного характера. Объект изучения БЖД является деятельность. Предметом изучения – опасности в результате деятельности человека. В рамках этой системы будут рассматриваться научные концепции безопасности, организационные, санитарно-гигиенические, медико-биологические, природные, технологические опасности, экстремальные ситуации.
Коснемся истории вопроса. Ученые с древних времен изучали вопросы БЖД. Так, Аристотель, великий древнегреческий философ приложил свои знания к вопросам БЖД. Гиппократ (отец медицины, 5 век до нашей эры) также изучал вопросы безопасности. Парацельс – химик и врач (15 век). Его изречение: «Все есть я, и все есть лекарство. Только доза делает вещество ядом или лекарством». Рамаццини (1633—1714) заложил основы профессиональной гигиены.
В нашей стране начал вопросами безопасности заниматься Михаил Васильевич Ломоносов. Конечно, БЖД очень важно. К примеру, в ДТП погибает 35 тыс. человек, 170 тыс. становятся инвалидами. Миллионы умирают от алкоголя, не говоря уже о наркотиках. Другие ученые занимались БЖД – В.Л. Кирпичев, Д.Н. Никольский, А.А. Скочинский, С.И. Каплун. Так и была создана наука об опасностях, защите от них и профилактике.
В общем, человек живет и действует в условиях постоянной опасности. Всякая деятельность человека опасна. Эти опасности наносят ущерб здоровью человека (болезни, нервное потрясение, инвалидность и даже летальный исход). Опасности могут угрожать не только конкретному индивидууму, но и обществу в целом.
Как достичь безопасности. Главный способ – образование. Это дает возможность создать фундамент знаний об опасности, которые подстерегают нас, профилактику их.
Что такое БЖД? Это область научных знаний, изучающая опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая способы защиты от них. Конечно, есть отраслевые знания по безопасности (радиационные, химической, космической областях). Мы же коснемся только общих принципов безопасности.
Наша наука решает 3 главные задачи.
- 1-я – идентификация, т.е. распознавание опасности (распознать опасность, расценить ее угрозу, силу, ее возможность распространения в пространстве, во времени, оценить ущерб).
- 2-я – профилактика (предупреждение) опасности.
- 3-я – действие в условиях чрезвычайных ситуаций.
Во многих ситуациях есть остаточный риск опасности (когда вроде бы опасность ликвидирована). Он может повлечь за собой негативные последствия. Опасности можно разделить на 6 групп:
- Природные
- Антропогенные
- Биологические
- Техногенные
- Социальные
- Экологические
Человек обладает особым свойством, которое называется деятельностью. Деятельность – это такая специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру с целью целесообразного преобразования. Виды деятельности многогранны – игра, спорт, творчество, учеба. Высшая форма деятельности – труд. Только труд создал все материальные и культурные ценности в нашей жизни.
Чем обусловлено стремление человека к деятельности? Наш русский ученый-историк Гумилев объяснил стремление человека к деятельности явлением пассионарности. Это внутреннее качество, свойственное только хомосапиенс (человек разумный). Направлено оно на достижение какой-то цели. Часто иллюзорной. Поэтому, человек не может не действовать.
Человек осуществляет деятельность в определенной среде. Среда состоит из множества элементов. Элементы обладают определенными свойствами, которые и влияют на человека. Сам человек тоже сложно организованный объект.
Деятельность можно определить, как системный процесс взаимодействия человека с окружающей средой. Деятельность имеет системный характер. А что же такое система? Система состоит из ряда элементов, из их совокупности, которая образует определенную целостность. Элементами системы могут быть как материальные тела, так и качества, знания, отношения, свойства, информация. Система обладает качествами, которых нет в элементах, которые образуют эту систему. Это явление называется эмерджентностью. Пример: Один человек поднимает 50 кг, второй – 70 кг, вдвоем они поднимают не 130 кг, а 150. Сила увеличивается в коллективе. Под системным подходом подразумевается рассмотрение целого как объективно существующей иерархии элементов, которые образуют целостность (не простую сумму).
В системном подходе выделяют 3 направления:
1. Системология, т.е. теория систем.
2. Системотехника, т.е. практика.
3. Системный анализ, т.е. методология.
Системы, в которых определенное место занимает человек, называются эрготическими (от слово ergon – работа). Примеры таких систем: человек - машина, человек - рабочее место, человек - окружающая среда. В этих системах человеку принадлежит центральное место. Принцип антропоцентризма, т.е. человек занимает в системе центральное место.
Изучение деятельности сводится к тому, что сложную систему разбивают на более мелкие и изучают мелкие системы; это декомпозиция – расчленение сложной системы на более мелкие. Разобьешь несколько элементов, каждый элемент можно опять разбивать на более мелкие. Все зависит от того, какая цель у человека.
Обладая определенными свойствами, элементы воздействуют на человека. Такие воздействия называются факторами. Факторы вокруг нас – воздух; очень важный фактор - чтобы жить, надо дышать. Качество воздуха, его чистота, температура, влажность оказывают важное влияние на здоровье человека. Звук – фактор среды, свет. Это факторы внешние, которые воздействуют на человека. Есть и внутренние – эмоции, болевые ощущения, усталость, страх. По своей природе они могут быть вещественными (пыль, газ), энергетическими (вибрация, звук, свет) или информационными (речь, сигналы определенные, сообщения).
Рассмотрим, что представляет собой опасность. Фактор может быть различный -незаметный, слабый, сильный. При достижении некоторого уровня он начинает действовать на организм человека. При отрицательном воздействии этот фактор называется опасностью. Например, высокая температура может привести к тепловому удару, а низкая – к обморожению. Сильный звук может привести к нарушению слуха (разрыв барабанной перепонки; при выстреле надо открывать рот - тогда давление в среднем ухе нормализуется). Большая запыленность воздуха может развить заболевание легких. Фактор – это любое воздействие, опасность – это такой фактор, при котором наблюдается отрицательное воздействие на здоровье человека.
Есть 3 механизма превращение фактора в опасность:
1.Рост величины (например, рост напряжения тока).
2.Малое воздействие накапливается в течение длительного срока – эффект накапливания (например, ионизирующее излучение).
3.Совместное действие факторов, усиливающее патологическое воздействие на человека.
Мы понимаем под ущербом здоровью заболевания, травмы и смертельный исход. В некоторых источниках говорят об ущербе имуществу окружающей среде. У нас принцип антропоцентризма, у нас человек ценный.
Опасность – это центральное понятие нашей дисциплины. Главное - идентификация опасности (пространственная, временные ее характеристики, сила ее, продолжительность, сила воздействия на человек).
В системе человек-опасность человек может играть 3 роли:
1. Быть объектом опасности;
2. Средством защиты;
3. Сам быть источником опасности.
Закономерности функционирования (особенно нервной системы) изучают дисциплины психология, инженерная психология, психология безопасности. Ученые Штерн, Котик, Барабаш.
Человек подвергается опасности в самых неожиданных обстоятельствах - в быту, на производстве, при террористических актах, особенно на войне. Мы изучаем непреднамеренные опасности в системе человек-опасность.
Какими свойствами обладает опасность.
- Опасность имеет потенциальный характер. Потенция – это сила (potentio – скрытый, возможный). Потенциальный характер – т.е. скрытый, возможный характер опасности.
- Опасности реализуются стохастически, т.е. случайно, с некоторой вероятностью.
- Опасности могут находиться в любой точке пространства. Это свойство называется тотальностью.
- Опасности перманентные, т.е. постоянные (непрерывные).
- Опасности вариальные, т.е. сила их воздействия может уменьшаться или увеличиваться. Т.о., мы можем уменьшать воздействие опасности на организм человека.
- Опасности причиняют вред здоровью человека.
Благодаря постоянному воздействию опасности у человека выработался безусловный рефлекс, который называется инстинктом (от слова instinctus – побуждение). Какие инстинкты? Оборонительный, инстинкт осторожности, убегания. Ребенок рождается, через час он уже сосет молоко (инстинкт сосания).
Для человека характерна еще интуиция (от лат. – intuitio - пристально смотрю). К примеру, купил билет на самолет, подошел к самолету, чего-то не понравилось, не полетел. И правильно сделал! Самолет потерпел крушение. Без каких-либо доказательств предусмотрел опасность полета.
Номенклатура (перечень) опасностей, которые угрожают человеку, относятся к определенному пространству, периоду. Есть международная классификация болезней и проблем со здоровьем. Насчитали 20600 болезней и проблем. Номенклатуры опасностей создаются в каждой отрасли промышленности.
Имеются простые и сложные факторы. Простые – воздействие одного фактора, например, температура воздуха, атм. давление, влажность, скорость воздуха, температура воды, инфракрасное излучение, ультрафиолетовое, лазерное излучение, магнитное поле, электрическое поле, электрический ток, пыль, газы, пары, вибрации, освещение, шум, инфразвук, невесомость, ускорение, наркотики, алкоголь, курение, действие микробов, психические расстройства (например, страх). Сложные – взрыв, пожар, цунами, землетрясение, наводнение, вулканы, сели, снежные лавины, туман, осадки, гололед (воздействие нескольких факторов).
Факторов опасности много, производится их классификация. Делятся на группы литоксоны (от греческого taxis – порядок и nomos – закон). Все эти опасности можно разделить на две группы: естественные и искусственные. Некоторые опасности могут принадлежать к той и другой группе, например, свет, ионизирующее излучение.
Кроме того, есть деление опасности по сферам. Можно выделить 3 сферы, в которой действует человек:
1. Биосфера (атмосфера, литосфера, океан);
2. техносфера (все то, что изобрел человек (машины, оборудование, шум, вибрация);
3 социальная сфера (формируются психологические, организационные факторы, например, болезни, действия наркотиков, обман, шантаж, разбой, убийство, насилие).
Конечно, главное в профилактике опасности - уяснить причину опасности, или этиологию (от слова Aitia). Могут быть причины – технические, технологические, организационные, природно-климатические. Главное - составить более полный перечень опасностей для каждой отрасли деятельности человека с целью их профилактики. Установлено, что каждый опасный случай имеет не одну, а несколько причин. Можно создать целую цепочку причин, а каждую причину можно еще раздробить. Для того чтобы изучить опасность, строят графически деревья опасности и причин (ДОП).
Установлено, что если выявлено 4 причины опасности, то это поверхностное расследование. Нужно, по крайней мере, выявить 5-6 причин опасного происшествия. Но нельзя бесконечно искать причины - все зависит от случая и от цели, которые ставят перед собой исследователи. Выделяют триаду – опасность, причина, а также последствия опасности. Может быть взаимопереход факторов триады. Последствия могут стать причиной других опасностей, потенциальная опасность становится причиной.
Для оценки сложных опасностей применяется количественный показатель, так называемая квантификация опасности. Мы говорим, что опасности тотальные, значит, нам нужно включать вероятность, частоту этой опасности. Каждая опасность имеет свой временной интервал. Допустим, если человек работает на производстве, на цементном заводе, то через 10 лет может заболеть заболеванием легких (профессиональная болезнь). Если случается авария, несчастный случай - то это короткое временное воздействие.
Наиболее распространенной оценкой опасности является риск опасности.
Риск – это количество мер опасности. Тут имеется сочетание двух элементов.
- Частота или вероятность развития опасности.
- Тяжесть, серьезность последствий.
Как же рассчитать риск. Риск рассчитывается с помощью теории надежности. В этой теории сочетается сложная блок-схема технических устройств и теория вероятностей. Чертится график, вероятность события откладывается на ординате, а последствия события - на абсциссе. Вероятность бывает малая, высокая, очень высокая. Последствия могут быть незначительными, серьезными, тяжелыми. Соединяются эти точки, и получают 5 значений риска (незначительные, ощутимые, значительные, большой и очень большой). Особенно риск хорошо оценивается страховыми компаниями. Например, приходит человек, говорит, что его жизнь стоит 10млн. $. Его обследуют, говорят, не больше 10 тыс.
Рассчитываются индивидуальный риск, коллективный риск, территориальный риск, социальный риск, ожидаемый ущерб.
Риск можно описать как обычное произведение частоты опасного события на тяжесть последствия.
Индивидуальный риск – это частота поражения отдельного человека в результате воздействия какой-то опасности. Например, индивидуальный риск общего травматизма или травматизма с летальным исходом (смертельный).
Пример:
Показано, что в нашей стране на производстве погибает 7 тыс. человек, а рабочих всего примерно 70 млн. Какой же индивидуальный риск?
- вот такой риск.
Еще пример:
Ежегодно в стране неестественной смертью умирают 500 тыс. человек. Мгновенная смерть у молодых (ребят) - погибает 90 тыс. человек. Идет, упал, умер. Что может быть – первый прием алкоголя вызывает нарушение сердечного ритма и вызывает смерть. Убийства, самоубийства, отравления (алкоголики могут отравиться некачественной водкой). Каждый день 1350 человек погибают неестественной смертью, еще 50 на производстве. Надо вести здоровый образ жизни.
Посмотрим, какой же риск автокатострофы, если в стране погибает 35 тыс. в автокатастрофах.
. Т.о. 25 на 10000 жителей.
На производстве отравляющих веществ погибают 1 из 100 человек. На обувном или текстильном производствах погибает 1 человек на 1млн. Уровень гибели на производстве 1 на 7000 человек называется социально приемлемым. А так, смерть от болезней и возраста обычно 1 человек на 100 жителей в год. Все-таки растут злокачественные опухоли. Часто у детей (в последние годы) появляются опухоли мозга. Сердечно-сосудистых заболеваний риск – 1 на 5 тыс. Стихийные бедствия, ураганы, смерчи, стихии – погибает 1 человек на миллион.
Коллективный риск. Связан с индивидуальным риском. Он равен индивидуальному риску, умноженному на число людей данной группы. Какой же коллективный риск летального исхода при курении. Индивидуальный риск – 1 на 3600 человек. В стране курят 40%. Найдем: 0.4 * 145*10^6 / 3.6 * 10^3 = 210000 человек. Т.е. риск заболевания раком легких – 210 тыс. В прошлом году умерли 300 тыс. Перевыполнение плана.
Как рассчитывают, какие условия на производстве существуют. Проверяли промышленность, где работают 1000 млн. человек. Из них 2.4 млн. мест не соответствуют нормам безопасности. Риск – 2.4 * 10^6/ 10^3 * 10^6 = 0.23 – процент. А мог бы быть равен нулю, если бы все было нормально. Если все плохо, то риск равен 1.
Рассчитывают также региональный риск (например, от наводнения). Чертят карты, какие места могут быть затоплены, куда эвакуировать людей. Или - хим. комбинат, какая может быть авария, направление ветра. Очень важно для профилактики.
Социальный риск – применяют теорию вероятностей: сколько людей пострадает в результате опасного воздействия.
Рассчитывается материальный ущерб, обычно в рублях (прежде всего страхование производится).
Какие опасности в нашей стране? Наводнение (746 городов подвержено); ураганы, смерчи (500); цунами (9); оползни, обвалы (725); землетрясения (103); лавины (5), сели (9). От наводнений ущерб может быть 7.3 млн. рублей. Самые большие затраты при наводнении.
В некоторых странах предлагают вводить экономический эквивалент (в деньгах). Но большинство против, т.к. считают, что жизнь человека бесценна. Но считают, что стоит от 6 тыс. до 7млн. долларов. Т.о., пришли к концепции приемлемого риска. Нулевой безопасности, конечно, не достичь (чтобы не было никаких аварий на производстве, обеспечить безопасность работающих). Безопасность – это опасность, при которой имеется приемлемый, допустимый риск. Обеспечить безопасность – достичь приемлемого риска.
Виды безопасности: национальная, общественная, космическая безопасность (защита планеты, океана, атмосфера, ее поверхности), техногенная безопасность – защита предполагаемых техногенных аварий, катастроф; экологическая безопасность; продовольственная, экономическая, энергетическая и информационная безопасность.
Национальная безопасность включает в себя защиту государственного строя, защиту личности, обеспечение территориальной неприкосновенности нашей страны. Имеет политическую направленность. Обеспечение общественного порядка, борьба с преступностью. Криминальные структуры – с ними надо бороться.
Кто обеспечивает общественную безопасность? Гос. органы, вооруженные силы, органы разведки, безопасности. + гос. органы, военные министерства, генштаб, разведка - планируют меры пресечения противника, пресечение пересечения территории. Противники – западная Европа, США, НАТО.
Еще нужно защищаться от внутренних угроз.
Экологическая безопасность – меры по улучшению экологического состояния страны.
Возьмем Москву, здесь каждый день 10-ки веществ в воздухе (вредных).
Продовольственная безопасность. О ней говорили оптимистично. Зерна достаточно (94 млн. тонн), мяса не хватает, больше половины ввозится из-за границу.