Личность педагога и его проф. качества
Ответ на этот вопрос ищет область дидаскологии, которая называется профессиографией пед. труда.
Начало исследованиям положили высказывания Н. К. Крупской об учителе.
А. "В нашей темной стране учитель д/б носителем просвещения вообще. Он не должен говорить ' моя хата с краю'. С темнотой и невежеством он должен бороться активно".
Т.е. не должен быть равнодушным.
Б. "Учитель должен знать и любить свой предмет, увлечь и заинтересовать своим предметом…" Т.е. должен быть творческий подход к предмету.
В. Недопустимы фальшь и неискренность, необходимо единство слова и поступка учителя.
Г. Крупская требовала знания детской психологии. "Необходимо изучать ребенка". Нужно иметь способность не только понимать, но и чувствовать, предчувствовать мысли и поступки детей.
Блонский
Д. "Любите не школу, а детей, приходящих в нее, любите не книги о действительности, а самую действительность, не жизнь суживайте до учения, а учение расширяйте до жизни. А главное - любите жизнь и как можно больше живите жизнью. Педагоги д/б воспитанными и образованными людьми, должны постоянно самосовершенствоваться".
"Не надо спешить учить учителя как развивать детей, надо сначала учить, как развивать самих себя, т. к. саморазвитие педагога должно предшествовать воспитанию детей".
Учитель становится учителем только в процессе непрерывного самообразования. Кто утратит жажду познания, тот неизбежно идет назад. Принцип "уча других, учись сам" очень актуален.
А также:
Е. Умение устанавливать хорошие взаимоотношения, справедливость. Умение учителя предупреждать конфликты с учащимися. Профессиональная этика.
Ж. Умение создавать и поддерживать дисциплину. Одновременно: известная мягкость в подходе к детям, ровное и спокойное обращение с ними. Доброта и терпение.
И. Настойчивость и твердость в требованиях, уверенность в своих силах. Надо уметь находить правильный тон - не диктат и не панибрат.
З. Умение привлекать внешним видом.
К. Бодрый и жизнерадостный тонус. Вера в будущее и в человека. Не веря в жизнь, нельзя звать к жизни и вести к ней и в нее.
Л. Учитель д/б культурным, знающим, всесторонне образованным человеком. Необходим обширный словарный запас.
М. Фактическая квалификация учителей зависит не от комиссий, а от признания его учениками.
П. Хороший учитель должен уметь отвечать на множество вопросов, но лучший может немного "играть", чтобы учащиеся сами нашли ответ. Т.е. артистический подход.
Р. Умение излагать свои мысли.
С. Обладать хорошим здоровьем (умственным и физическим).
Т. Любить общаться с людьми.
У. Ушинский: " В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, т. к. воспит. сила изливается только из живого источника человеческой личности».
Коротко:
Положительные качества
1.Учитель понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика.
2.Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает. 3.Любит детей, добрый, доброжелательный, гуманный.
4.Общительный, хороший друг, открытый, искренний.
5.Изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный. 6.Применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций.
7.Владеет собой, умеет сдерживать эмоции.
8.Тактичен.
9.Всесторонне развит, умный, умеет говорить.
10.Обладает чувством юмора, незлой иронией, немного кокетством (!).
Отрицательные качества
1.Агрессивен, груб, оскорбляет учеников, применяет физическую силу, бестактен, использует свою власть над учеником.
2.Безразличный, безответственный, ненавидит учеников и работу
3.Необъективен, несправедлив, имеет любимчиков, оценивает не знания, а поведение.
4.Аморален, эгоистичен, корыстолюбив, берет взятки, вымогает.
5.Не умеет выслушать, понять ученика, не уважает ученика, не признает права ученика на свое мнение, нетерпим.
6.Не способен заинтересовать предметом, решать методические и педагогические проблемы.
7.Не знает свой предмет, обладает ограниченным кругозором.
8.Не уверен в себе, пассивен, замкнут, не умеет постоять за себя.
9. Не творчески работает.
10.Педантичен, формалист.
Типы педагогов, которые отражают различные типы характеров:
1) учителя-теоретисты (главное - теория, а не реальный мир вещей, манера смотреть на класс - на учеников не смотрит, угловат);
2) педагоги-реалисты (хорошо разбираются в мире вещей, людей, тонко чувствуют настроение, умеют сопереживать, дружелюбны, веселы, работают легко и свободно);
3) педагоги-утилитаристы (хорошо ориентируются в мире вещей и людях, главное - тренировка, упражнения);
4) педагоги-артисты (интуитивисты. Главное свойство - способность действовать по вдохновению, по наитию, глубоко понимают другого человека, очень творческие).