Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 29
Гостей: 29
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Научные основы профессиональной деятельности учителя

Научные основы профессиональной деятельности учителя 

 

 

*Содержание обучения любого предмета обусловлено двумя факторами: объектом его изучения, инвариантными видами деятельности. Объект изучения математики и информатики разный.*

 

Методика делится на две части. С одной стороны, это научное обоснование методической системы обучения (цели, содержание, методы, организационные формы, средства), с другой стороны – научная основа профессиональной деятельности учителя (структура и содержание всех компонентов проф. деятельности учителя).

 

Одну сторону – цели, содержание и т.д. – мы изучили. Перейдем к научным основам проф. деятельности учителя, исследуем их. Чтобы исследовать что-либо, мы строим модель. По модели строим теорию, теорию переносим на людей: например, у Иванов не хватает того-то и того-то.

 

Если мы говорим о научной основе проф. деятельности учителя, то мы говорим об обобщенной структуре проф. деятельности учителя. Нет согласованной обобщенной структуры. Есть разные точки зрения. То же – со структурой личности (рассматривали ту, которая лежит в основе ФГОСа): мотивационный, операциональный и когнитивный компоненты. Вообще, структур личности много.

 

Структура проф. деятельности учителя. Многие занимались: Зимняя, Талызина и т.д. Одна из лучших структур Добудько Татьяны Валерьяновны. Она показывает, что в деятельности учителя есть 6 основных алгоритмов, которые выполняет учитель: аналитический, моделирующий и пр., но это не совсем корректно, т.к. в слове алгоритм теряется все человеческое. Если есть алгоритм – можно автоматизировать. Деятельность учителя нельзя алгоритмизировать.

 

Структура Кузнецова (Т.Б.Захаровой), книга «Основы общей методики обучения информатики».

1. Гностический компонент: изучение литературы по предмету, психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых актов и т.д.)

2. Проектировочный компонент – придумать курс: с какого класса учить, какие темы.

3. Конструктивный компонент: тематическое планирование, поурочное планирование.

4. Организационный компонент: проведение занятий, оценивание учащихся.

5. Коммуникационный

6. Экспертный

7. Рефлексивно-оценочный: когда я оцениваю свою деятельность по результатам учебной деятельности школьников.

 

Это деление условное: некоторые виды деятельности учителя можно относить и к одному, и к другому компоненту. Например, изучение нового учебника – и гностический, и экспертный компоненты.

 

Каждый компонент изучается отдельно.

 

В принципе, такая структура была для учителя и раньше и сейчас, будет и в будущем. Но в этой структуре появляются новые виды деятельности, которые обусловлены инновационной деятельностью учителя, ориентированной на развитие творческих способностей, познавательных интересов учащихся и т.д., т.е. на максимальное развитие школьников.

 

Сегодня предлагается системно-деятельностный подход в организации образовательного процесса; теперь считается, что урок не основная форма организации. Раньше было так: учитель почитал учебник, рассказал, дал упражнения, порешали, закрепили и пошли. Сегодня говорится о том, что учитель должен быть ориентирован на принцип «выращивание личности”. Этот принцип сводится к структуре:

Деятельность à Рефлексия à Знания.

 

Учитель должен сейчас не передавать знания, а спровоцировать ученика на образовательную деятельность (чтобы он хотел поучиться), потом чтобы ученик понял, что он не знает, и захотел получить новые знания. Т.е. - от деятельности к знаниям, а не от знаний к деятельности. Все в обратную стороны. Не так, как раньше.

 

/Требование экспертов: за урок поменять 5 технологий. Но в нормативно-правовых актах сказано, что в образовательной деятельности вообще надо использовать не менее 5 технологий. А на уроке – 1, максимум 2 технологии. А не так, чтобы и видео, и аудио, и читали, и рассказывали. Дети все разные, специфика предмета разная. Математика: можно выдумать несколько технологий сразу - решение задач, игры, диспут. Но классы разные. Где-то нужны и репродуктивные методы. Все зависит от ситуации. Даже учитель может не очень хорошо себя чувствовать в этот день – просто даст работу и все./

 

Требования к пед. кадрам

Во ФГОСах – требования к пед. кадрам и информационно-образовательной среде. По ФГОСам могут работать учителя только первой и высшей категорий. При этом на категорию можно подать после двух лет работы. По ФГОСу – каждый 5 лет надо проходить повышение квалификации. По России – не менее 72 часов курсы повышения квалификации. Но: учителям говорят, что нужно 216 часов: 36 часов – общепедагогический план, 72 часа – курсу по предмету, доп. вариативные программы до 216 часов.

 

Требования к кадровому потенциалу определяются также приказами Министерства образования и науки РФ. В 2010-м году был утвержден документ, который давал квалификационные характеристики всех служащих. По данному документу пед. работники делятся на руководящих, учителей, воспитателей, социальных работников и т.д. Для каждой группы 3 раздела: должен знать, должен уметь, требования к образованию. У пед. работников - без предъявления требований к стажу, т.е. рассогласование с ФГОС.

 

Информационно-образовательная среда.

 

Во ФГОС прописывается, что такое ИОС. Когда мы говорим об ИОС, мы говорим не только об использовании технического аппаратного обеспечения учебного процесса (компьютеры, интернет, интерактивные доски, робототехника), но и об автоматизация проф. деятельности - ведение электронных журналов (дневников), поддержание отношений с родителями (если ребенка нет на уроке, то родителю на телефон сразу приходит сообщение), индивидуализированные д/з. Это огромный труд. Средняя зарплата учителя превышает среднюю, но учителя работают на 2,5 ставки.

 

Информационно-образовательная среда предъявляет требования к учителю, тем самым вводятся новые виды информационной деятельности.

 

Новые виды деятельности учителя информатики в связи с введением ИОС

1. Организация по школе электронного дневника (ты все сделай, чтобы учитель начальных классов мог использовать это).

2. Учителю информатики вводят в обязанности ведение сайта.

3. Изучение нескольких учебников из федерального перечня.

 

/Составить конспект урока хорошо. Конспект – примерно на 25 страниц: сформулировать проблему (найти ее), решить проблему. + Дети разные – каждому нужно специфичное задание. Каждый – в своем темпе. Иногда родители формулируют вопрос ребенку для учителя, чтобы поставить в неловкое положение учителя. Нужно тогда попросить рассказать, попросить выступить с презентацией на школьной конференции. /

 

4. Выбор и экспертиза ЭОР.

5. Участие с информацией в соц. сетях. Все учителя должны создавать виртуальный кабинет учителя.

6. Консультация по проектной деятельности.

 

Состав виртуального кабинета учителя информатики: о себе, конспекты урока, методички, проблемы, презентации, проектные работы. Чтобы тот, кому я дам доступ к личному кабинету, мог оценить. Выставите свой набор лекций в сеть и УМК. Но: за это не доплачивают. Лекцию написать – большой труд. Поэтому выставляют по минимуму. Не выставляется то, что не опубликовано. Надо придерживать изюминку для мероприятий. Иначе все быстро своруют.

 

Действует Новый профессиональный стандарт педагога (ввели в ноябре 2013-го года). Документ небольшой.

 

ИКТ-компетентность педагога

Сегодня предъявляются требования к ИКТ-компетентности педагога (документы на сайте ЮНЕСКО).

 

 

Внеурочная деятельность: проектирование, исследовательская деятельность

 

Т.к. образовательный процесс строится от деятельности к знаниям, то используем проблемные методы, обеспечивающие системно-деятельностный подход. По организационным формам: урок – не основная форма образовательного процесса. Сейчас не говорят учебный или учебно-воспитательный процесс; образовательный – более широко, шире рамок школы, акцент на самостоятельной индивидуализированной работе: одному проект, другому конспект. Поэтому в учебном плане очень важное место занимает внеурочная деятельность, которая расписывается через проектную деятельность. Если раньше мы говорили о проектной деятельности только для желающих и только на старшем звене, то сейчас проектная деятельность в обязательном порядке для всех детей, начиная с младшей школы.

 

Есть два понятия: учебное проектирование и исследовательская деятельность школьников. Проектирование – это не одна задачка, это составление плана заданий, которые ребенок будет выполнять. Проект – не в рамках одного урока. Проекты м.б. индивидуальные, групповые, коллективные. Можно даже выйти на школы других стран. Сейчас любую деятельность можно делать коллективно. Облачные технологии. У учителя – роль консультанта и помочь детям (завлечь всех детей в проектную деятельность).

 

Проектирование – это когда проектируются последовательность заданий и их трудоемкость.

 

Представим, что это коллективный проект. Допустим, мы создали е-журнал, который называется «Школьная жизнь» Кто-то рекламу создает, кто-то пишет, кто-то издает и т.д. Но есть задания, которые нельзя передвинуть: сначала статья – потом художник. Поэтому пользуются специальными средствами, чтобы спроектировать работу. Например, среда Project (входит в Office) - диаграмма Ганта (последовательность работ, ресурсы - сколько людей, бумаги и т.д., далее отслеживаем по диаграмме, как проект осуществляется; если есть какие-либо проблемы – красным подсвечивается проблема; решение искать помогает взрослый).

 

Чем отличается исследовательская деятельность детей от исследовательской деятельности взрослых. Структура практически одна, но взрослые получают принципиально новые результаты для науки, а ученик получает субъективно новые результаты – относительно данного ребенка. Этапы: анализ ситуации, выдвижение гипотезы и т.д. Рисование дельфинчиков – это не проект, это практическая работа, т.к. нет структуры исследовательской деятельности.

 

В одном учебнике только написано, как организовать проектную деятельность - учебник Макаровой в старшем звене: проект против курения (они должны были анализировать, привести статистику).

 

Планирование образовательного процесса

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.