Педагогические ситуации. Опишите действия агрессора как картинку
А. Поставьте перед агрессором зеркало. Спросите: «Вы знаете, как вы смотритесь со стороны?»
• «Вы не думали, как ваши движения смотрятся со стороны?» («Вы не слышали со стороны свой голос?», «Вы себя видите, слышите?».)
• «Ну, вы прямо красавица-принцесса, когда материтесь!» («Вы смотритесь сейчас очень благородно – как истинный рыцарь!»)
• «Чтó вы сейчас делаете?» («Чтó вы сейчас говорите?»)
• «Почему вы...», «Что означает, когда вы...» – далее следует описание тех несловесных действий, которые выполняет в ваш адрес противник, желая вас позлить.
• Вы рассказываете человеку, находящемуся перед вами, историю «о ком-то», намекая на самом деле на него самого.
Б. Призовите невидимых свидетелей.
• «Как вы полагаете, как бы сейчас поступил на вашем месте человек воспитанный?» (Можно назвать имя конкретного человека, которого агрессор уважает.)
• Как-то раз учитель обозвал ученика бранным словом. Тот не растерялся и сказал на это: «Да услышат вас Макаренко и Сухомлинский».
• «Да услышит Бог ваши слова, да вознаградит Он вас сполна за вашу «доброту»!»
• «Ребята, я вас знаю: вы обычно учитесь в пятнадцатом кабинете, а классный руководитель у вас Тамара Николаевна, правильно?» «А тебе какое дело, из какого мы класса?» – насторожились «блюстители порядка». «Ребята, – совершенно серьезным тоном продолжал мальчик, – простите, я раньше не знал, что вы занимаетесь унитазами, но теперь я даже помогу вам и обязательно расскажу всем об этом! Мы даже стенгазету о вас выпустим!»
В. Продолжить фразу
• «Вот видишь, какие у твоей мамы руки замечательные!» – громко, чтобы все слышали, сказала она Тане назидательным тоном. «...произнесла Света, прекрасно зная, что торт испекла я сама», – продолжила ее фразу Таня.
Г. Определите тип действия агрессора
• Главное - найти действиям обобщенное название.
«Кто вас научил говорить под руку?»
• «С какой целью вы занимаетесь комментированием?»
• Хамят – удивляйся.
Вы определяете, какой тип действия совершил человек, и удивленно задаете ему уточняющий вопрос, смысл которого – привлечь внимание нападающего к сути того, что он в настоящий момент делает, а заодно и перевести центр внимания окружающих с себя на агрессора:
«Вы делаете мне замечания?», «Вы даете мне указания?», «Вы проявляете любопытство?», «Вы задаете вопрос и не слушаете ответа?». Этот метод силен тем, что вы не делаете утверждений, которые ваш противник может использовать как повод объявить, что вы его оскорбили. Вы просто уточнили у него, что он делает, не более.
«Вы проходите в квартиру в обуви?», «Вы задаете вопросы и не слушаете ответов?», «Вы говорите за других людей от их имени и в их присутствии?».
Предупреждение: в ваших вопросах противнику не должно содержаться оценочных суждений. Нельзя говорить: «Вы разговариваете по-хамски!», «Вы беспардонно вторгаетесь в чужие дела?» и т.п. Идеальный вопрос не содержит ничего, кроме описания действия противника (лучше, если его можно представить себе визуально).
Основные действия инициатора конфликта:
• Он делает замечания.
• Он дает указания.
• Он проявляет излишнее любопытство.
• Он дает оценки, о которых его никто не просил.
• Он задает вопросы и не слушает ответов.
• Он дает советы, которых никто не просил.
• Он специально заводит доверительный, сердечный разговор вкрадчивым тоном, чтобы внезапно сказать что-нибудь неприятное.
• Он присваивает право давать людям определения (клеить ярлыки).
• Он говорит от имени других в их присутствии (или, напротив, в их отсутствие).
Д. Расскажите историю с намеком на агрессора