Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Введение в информатизацию образования

Введение в информатизацию образования

 

«Очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача № 1 - не только для учащихся, но и для учителей», Медведев.

 

Литература (для курсовых работ  по методике). Много информации - в авторефератах.

 

Книжки и сайты оформляются по-разному.

  1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. «Информатизация образования – фундаментальные основы». (Григорьев много пишет по информационным и электронным образовательным ресурсам) (преподаватели МГПУ). – Томск. Из-во “ТМЛ - ПРЕСС” 2008 г. – 286 стр.
  2. Цветкова М.С. (Марина Серафимовна) «Этапы информатизации Российской школы». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ito.edu.ru/2010/Arkhangelsk/III/III-0-20.html
  3. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.iiorao.ru/iio/pages/fonds/dict

(От Института информатизации образования)

       4. Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде: “за и против”.

-Москва (М.): АРКТИ, 2005 год – 192 стр. Писал книгу кандидат психологических наук. Писал рассказы о различных уроках, которые он посетил, причем рассказывал, как исправить проблемы на уроке. 

 

 

1. Исторические аспекты информатизации образования

 

Информационные революции повлекли за собой информатизацию общества, а она, в свою очередь, повлекла информатизацию всех направлений, в том числе образования.

 

Опр:

Информационная революция (ИР) – изменение способов и инструментов сбора, обработки, хранения и передачи информации, приводящей к увеличению объема информации, доступной активной части населения.

 

Информация, существующая в мире, увеличилась в два раза только в 1750 году. Следующее увеличение информации в два раза произошло в начале XX века. Следующее увеличение в 2 раза – в 1950 году. Далее в 2 раза – каждые 10 лет до 70-го года, каждые 5 лет – до 91-го года, каждый год после информация увеличивается в 2 раза.

 

Такое увеличение информации привело к кризису в середине 20 века. Кризис был основан на двух противоречиях.

  1. Информации слишком много. Кроме нужной информации, существует еще очень много избыточной. Сложно найти нужную информацию.

*Раньше нужно было идти в библиотеку, списывать и т.д.*

 

  1. Есть информация, но не все люди могут этой информацией воспользоваться.

 

Это привело к инф. революциям.

 

Какие информационные революции были. Связанные с появлением:

  1. Язык;
  2. Письменность;
  3. Книги;
  4. Телеграфы, радио, телевидение;
  5. Вычислительная техника;
  6. Глобальные сети (инет), мультимедиа технологии, виртуальная реальность.

 

Если говорим про информатизацию общества, то основным продуктом производства в информационном обществе являются знания.

 

Информатизация общества связана с информатизацией образования.

 

 

2. Информатизация образования

 

Какие проблемы появились в образовании, которые повлекла информатизация общества.

 

  1. Объем содержания обучения увеличивается, а учебное время ограничено. Необходимо передать студенту большее содержание за меньшее количество времени.

 

  1. Уменьшается доля объема школьных знаний в сравнении с объемом знаний, получаемых вне школы. Нужно так организовать, чтобы знания вне школы были тоже образовательными.

 

*Почему эл. учебники становятся популярными? Легкие с точки зрения веса, обновление информации простое.*

 

  1. Несоответствие содержания учебников и знаний.

 

  1. Методика обучения немного отставала от того, что применяли учителя на самом деле. Т.е. появилась техника, но новые учителя не знают про эту технику (не знакомы с ней).

 

*Начало информатизации образования в 1986г.

 

Опр:

Информатизация образования – область научно-практической деятельности человека, направленной на применение методов и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации для систематизации имеющихся и формирования новых знаний в рамках достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

 

Информатизация образования неразрывно связана со средствами информатизации образования.

 

Средства информатизации – компьютерное, аппаратное и программное обеспечение, а также их содержательное наполнение, используемые для достижений целей образования.

 

 

3. “+” и «-” информатизации образования

 

+ Совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания образования (с точки зрения поиска информации, использования сети…);

+ Новые учебные дисциплины (в школе появляется информатика, теперь она обязательная для изучения; ИКТ компетентность для всех учителей);

+ Увеличение эффективности обучения (индивидуализация, дифференциация, повышение мотивации);

+ Новые формы взаимодействия в процессе обучения (дистанционное обучение, интерактивные курсы, общение по почте и т.д.);

+ Совершенствование механизмов управления системой образования.

 

- Тотальная индивидуализация (уменьшается живое общение);

- Социальное взаимодействие (общение, которое ведется в соц. сетях, чатах – это не то общение, как обычное - личное);

- Проблема перехода от мысли к действию (писать текст на компьютере – это не то, что писать вручную);

- Поиск информации (пока ищешь информацию, куча рекламы – хочется кликнуть, отвлекающий фактор);

- На слайде должно быть не более 7-ми объектов (категорий) (абзац, текст, заголовок) (7 объектов мозг может принять);

- Уменьшение опыта своими руками (лабораторные по физике или химии – было бы интереснее переливать различные жидкости);

- Здоровье. 

 

4. Этапы информатизации российской школы.

 

Чтобы использовать средства ИКТ в школе, должны быть эти средства ИКТ в школе и должен быть соответствующим образом подготовленный персонал.

 

Когда перешли к информатизации общества, возник кризис информационный. 2 проблемы: проблема поиска (много информации) + отвлекающий характер рекламы; обработка информации. Эти проблемы не могли не отразиться и на школе: много информации, но время ограничено; нужно информацию более качественно обрабатывать à нужны средства ИКТ.  Компьютеры появились в 1985 году, но они были дорогие, их нельзя было использовать на всех предметах.

 

1995 год – 2000 год – программа компьютеризации школы. Плюсы: оснащено до 10% сельских школ компьютерами; привлекли внимание учителей информатики к школам, появляются учителя; введение курса информатики в школу – апробируется содержание курса (что должно изучаться); появляются центры подготовки учителей информатики. Проблема: необходимы центры подготовки учителей.

 

2001 год. Акция на 1 год – школы снабжаются компьютерами. В сельских школах появляются 1-3 компьютера (32000 учебных заведений снабдили). Организовали курсы компьютерной грамотности (прошли 18000 преподавателей). До 2004 г. информатика не была обязательной в школах. Детей возили в другие школы, где были компьютеры. Проблема: недостаточная служба работы с учителями по использованию средств ИКТ в образовательном процессе.

 

С 2002 – 2004 год. Совместная акция компаний Intel и Microsoft. Программа называлась «Обучение для будущего». Появляются в школах команд ИКТ - активных педагогов. Начали готовить не только учителей информатики, но и начали готовить учителей – предметников к использованию средств ИКТ на своих предметах. «Физикон» выпускает диски для учителей астрономии. Но: мало подготовить педагогов, нужны компьютеры для учителей других предметов. Учителя информатики не любят пускать в свои кабинеты других учителей, т.к. учитель информатики д. присутствовать не на своем уроке.

 

М.б. урок совместный: информатика + что-то. Могут готовить урок два учителя. Это проще даже морально, эмоционально.

 

Нет автоматизированных рабочих мест учителей-предметников.

 

2001 – 2005 года. «Федеральная программа развития образования».

2004 год – появляются гос. образовательные стандарты. В них прописано было обязательное изучение информатики с 8-го класса. Говорят, что если есть возможность в школе, то можно вести с 3 класса. Можно: 3-4 класс, далее 8-9 классы; можно непрерывно. 3 уровня: базовый, профильный, элективный.

 

Дети получаются возможность со средствами ИКТ. Плюс: ИКТ-активность детей, т.е. готовность использовать ИКТ средства в других предметах на регулярной основе.

 

Д.б. единое информационное образовательное пространство.

 

2002 – 2005 год. «Федеральная целевая программа развития единой образовательной информационной среды». Идет дооснащение школ компьютерами; школы оснащаются интернетом; в школах используют различное программное обеспечение (компании Microsoft и т.д.). У школ нет денег на платные программы. Начинается закупка программного обеспечения разных фирм. Появляются образовательные порталы, где учитель смог бы найти необходимую для себя информацию – edu.ru; school-collection.tool.ru.

 

2006 - 2008 года. Проект информатизации системы образования. Проект спонсировался банками. Шел по 3 компонентам: 1. разработка электронных учебных материалов для учителей и учеников; 2. повышение квалификации преподавателя в области использования ИКТ; 3. межшкольные методические центры – учителя могут приходить, смотреть, повышать квалификацию. В рамках этого проекта нужно было обучить преподавателей. 2010 г. – конференции в МПГУ.

 

В 2004 году по стандарту рекомендовалось учителям использование ИКТ.

 

2006 – 2008 г., 2009 – 2010 гг. «Федеральная целевая программа развития образования». Порталы активно пополняются различными цифровыми образовательными ресурсами. Ресурсы интересно структурированы по предметам, по классам, есть интерактивные ресурсы. Развитие инфраструктуры управления школами на основе ИКТ (электронные журналы, дневники, создание расписаний).

 

2006 – 2010 гг. «Приоритетный эмоциональный проект «Образование». Формирование педагогических сообществ творческих учителей. Много сайтов, связанных с сообществом учителей. В это время появляются такие сайты. Появляются различные дистанционные конкурсы и олимпиады. Появляются школьные сайты, школьные газеты.

 

2010 – 2011 гг. Обязали школы иметь сайт в интернете. Но: насколько он обновляемый. Можно в электронные журналы выкладывать какие-то вещи.

 

2010 г. Появляются федеральные государственные образовательные стандарты. Это стандарты второго поколения для школ. Здесь уже в обязанность входит создание единой образовательной среды. 

5. Индивидуализация и дифференциация обучения на основе применения средств информатизации образования.

 

Зачем мы внедряем средства ИКТ? Чтобы повысить эффективность, чтобы управлять образовательным учреждением. Сейчас будем говорить про образовательный процесс на уроке. Чтобы повысить эффективность, нужно организовать инд. и дифф. обучения.

 

1)Индивидуализация обучения – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах (учет особенностей каждого - склонностей, потребностей и т.д.).

2)Дифференциация обучения – особая форма организации обучения (где учитываются различные особенности учащихся)

a.М.б. уровневая (в зависимости от того, какие знания учащиеся проявляют – сильные класса и слабые классы; сильные и слабые ученики). Для сильных учеников – задание посильнее, для слабых учеников – обычное задание (или слабое). Для чего сильным ученикам дают сложные задания? Чтобы не хулиганили на уроках.

b.профильная (информатика и математика и т.д.)

 

Если мы будем учитывать дифф. и инд. обучение с использованием ИКТ, то мы можем организовать личностно-ориентированное обучение.

 

Личностно-ориентированное образование

Цели:

1)Мотивация к образованию (нужно сделать так, чтобы ребенку захотелось учиться) и развитие личности школьника;

2)Гуманное отношение к обучаемым.

 

Дидактические принципы личностно-ориентированного обучения (ЛОО):

1)Принцип самоценности индивидуума (каждый человек ценен);

2)Принцип определенности школьника как активного субъекта познания. (Почему было всегда учение, а сейчас обучение? Учение – это когда пытались научить (сопротивлялись или не сопротивлялись – не важно); обучение – то, что рассказывают, д.б. интересно; учащийся – субъект, управляющий своим образованием).

 

intuit.ru – сайт с большим количеством дистанционных курсов. Что интересного для учителей? Повышение квалификации 1 раз в 5 лет. Нужно принести свидетельство о курсах повышения квалификации. На этом сайте были бесплатные курсы, которые выдавали свидетельство. Нужно было заплатить только за свидетельство (за корочку). Иногда просили создать курс, за который потом платили деньги.

 

3)Принцип социализации обучаемого.

4)Принцип опоры на субъективный опыт школьника.

5)Принцип ориентации на саморазвитие, самообучение, самообразование.

6)Принцип учета индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемого. Есть школы для детей с ограниченными возможностями, есть дистанционные курсы.

Принцип развития коммуникативных способностей личности. 

 

Информационные технологии в личностно-ориентированном образовании

 

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.