Меню сайта
Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Избранное
Статистика

Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика

Проверка и оценка учебных достижений школьников

Проверка и оценка учебных достижений школьников 

 

Оценка должна быть адекватной и объективной.

 

Обобщенная структура проф. деятельности учителя:

  • гностический,
  • проектировочный,
  • конструктивный,
  • организационный,
  • коммуникативный,
  • экспертный,
  • контролирующий.

 

Контролирующий компонент:

  • Проверка и оценка учебных достижений школьников;
  • Анализ результатов обучения (чтобы оценить свою деятельность);
  • Рефлексия собственной деятельности;
  • Необходимая коррекция методики.

 

Сегодня во много изменяется характер проверочно-оценочной деятельности.

Это связано:

•с новой идеологией в связи с введением ФГОС общего образования, предусматривающего новый подход к оцениванию учебных достижений школьников;

•развитие техники – можно не только провести быстро контроль, но и отследить динамику. Поэтому экзамен можно поставить по динамике учебных достижений.

 

Оценка – это некоторое сравнение. Так можно оценивать размер стола по сравнению с эталоном – 1 метр (до 89-го года 1 метр – 1/сорокамиллионная меридиана; далее – по длине электромагнитной волны).

 

Если мы говорим об оценки в образовательном процессе, то мы говорим о педагогической оценке. В образовательном процессе пед. оценка – это результат сравнения полученного образовательного результата с планируемым результатом, при этом эта оценка может выполняться как в количественных характеристиках, так и в качественных характеристиках. Некоторые параметры оценки невозможно оценить количественно – патриотизм, гуманизм (можно дать только качественную характеристику). А вот решил задачу (полностью или не полностью), то можно дать формализованную оценку.

 

Планируемые образовательные результаты – нужно прописывать так, чтобы можно было ответить – да или нет, т.е. ученик делает или не делает это. Образовательные результаты д.б. диагностируемы, т.е. понятны абсолютно всем. На сегодняшний день требования во ФГОС-ах прописаны плохо, неоднозначно. Например: сформированность научного мировоззрения – не ясно. Вообще, стандарт – это договор всех участников образовательного процесса по поводу того, что нужно достигнуть. ФГОСы будут дорабатывать.

 

Оценивать обр. результаты можно в разных шкалах. У нас ввели малоадекватную шкалу – балльно-рейтинговая.

Пятибалльная система – интервальная (т.е. в каком интервале оценивать результаты деятельности ребенка).

Еще есть дихотомическая: да/нет, зачет/незачет. К примеру, изучили тему одну на 4-ку. Эту шкалу можно автоматизировать, а значит, уйти от субъективизма в оценивании.

 

Сущность понятия образовательные результаты изменены. Раньше были ЗУН, теперь образовательные результаты исходят от того, что развиваются три вида ресурсов личности – мотивационные, операциональные, когнитивные, им же будут соотв. обр. результаты –личностные, метапредметные и предметные. К примеру, математику он знает на 5. Но это еще не все, т.е. нужно оценивать еще личностные и метапредметные образовательные результаты. Т.е. д.б. комплексный подход.

 

ФГОС был введен, чтобы сохранить единство образовательного пространства. Это значит, что мы что-то даем, а оцениваем результаты по ФГОС (основной документ для оценки образовательных результатов). Вообще, ФГОС по ступеням. Т.о., мы оцениваем выпускников начальной, основной и средней школы.

 

Как учителя получают категорию? В зависимости от того, как дети сдали ЕГЭ. Если знания детей превышают средний балл по местности, то учитель может повышать категорию. Но контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ сильно расходились с требованиями ГОСа (ФГОС – с 2020 года). НО: все КИМ-ы должны быть из ФГОС-ов. Т.о., ориентир для аттестации учителей (школы, системы образования РФ) – ФГОС.

 

Какие-то результаты можно измерить цифрой (формализованный контроль), какие-то только качественно (личностные и образовательные результаты - характеристика социальных чувств, ценностная ориентация и т.д.) – такие результаты можно выяснить только с помощью соц. опроса, наблюдения.

 

С помощью формализованного контроля можно оценить: предметные и метапредметные образовательные результаты.

*Вместо слова «умения» используют теперь «способы деятельности».*

Предметные образовательные результаты – это знания и способы деятельности. К знаниям, например, относятся научные знания; к способам деятельности - учебно-познавательная, исследовательская и практическая деятельность.

Метапредметные обр. результаты – это УУД, они формируются в рамках нескольких предметов.

 

Итоговая аттестация учащихся включает:

Проведение контрольных испытаний (тесты, экзамены, контрольная работа - в зависимости от предложенного управлением образования). К примеру, ГИА (теперь ОГЭ – основной гос. экзамен для основной школы) предлагается проводить в форме экзамена, но во всех документах подчеркивается, что самый эффективный способ проведения – тестирование. Специалисты предлагают максимально приблизить ГИА к ЕГЭ по форме.

 

Личностные образовательные результаты, которые не поддаются формализованному контролю. Как их контролировать? Ученик собирает e-портфолио (рефераты, проекты, грамоты, спортивные достижения, музыкальные достижения и пр.). Будет учитываться при поступлении в вузы.

 

В колледжах и вузах – используют слова компетенции. В школах слово компетенция не используется (за исключением ИКТ-компетенции).

            В системе высшего образования: личностные образовательные результаты, общие профессиональные (т.е. УУД) и профессиональные (т.е. предметные). Официально называются: общекультурные компетенции, общепрофессиональные компетенции, профессиональные компетенции. Т.е. совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов описывается в рамках компетентностного подхода как ключевые профессиональные компетенции. Аналогичная и структура ФГОС для высшего образования: требования к результатам освоения ООП, требования к структуре ООП, требования к условиям реализации ООП.

 

Контроль предполагает проверку и оценку (но есть разные точки зрения, контроль может интерпретироваться по-разному). Одно и то же, когда говорим: цели контроли или цели проверки и оценки.

 

Важность контроля – есть дети, которым не требуется контроль (они сами мотивированы, но это редко), но чаще всего в нашей жизни требуется контроль, чтобы вовремя отследить то, что ученик не догнал.

Если мы определили, для чего мы сейчас контролируем ребенка (т.е. цели контроля), то цели будут определять 6 составляющих:

  1. Предмет проверки (тема).
  1. Содержание проверки (какие конкретно знания и способы деятельности будут в данной теме проверяться);
  2. Выбор подхода к оцениванию;
  3. Определение шкалы измерения (многие школы перешли на 10-балльную систему, кто-то по 4-х балльной – 2, 3, 4, 5 и т.д.);
  4. Выбор критериев оценки (характеристики обученности);
  5. Определение значения критериев оценки (критерии – это те требования, которые во ФГОСе).

 

Основные функции проверки и оценки учебных достижений обучающихся:

  1. Информационная (учетно-контрольная). Например, Минобр запросил провести срез.
  2. Диагностическая (контрольно-корректирующая) – дали задачки на первом занятии для знакомства.
  3. Обучающая (даем какое-то практическое задание, далее объясняем).
  4. Мотивационная (воспитательная).
  5. Аттестационная.

 

Виды контроля. Контроль бывает четырех типов:

  1. Входной контроль.
  2. Текущий контроль (на каждом уроке).
  3. Тематический контроль (по темам).
  4. Итоговый контроль (в конце).

На каждом виде контроля функции проявляются по-разному: где-то приоритет обучающей, где-то мотивационной и т.д.

 

Формы контроля (т.е. с помощью чего проверяем):

  1. Устный опрос;
  2. Контрольная работа;
  3. Лабораторная работа;
  4. Тестовый контроль;
  5. Экзамен;
  6. Зачет;
  7. Самоконтроль;
  8. Реферат.

 

Для контроля нужны измерители (КИМ-ы). КИМ – это средство выявления (по заранее заданным параметрам) достижения обучающимися уровня готовности к определенным видам деятельности. Примеры: контрольные вопросы, задания, тесты.

Когда говорим о качестве измерителей, то говорим о качестве как раз заданий, тестов, контрольных вопросов. Тесты часто сделаны не очень грамотно. Например, из ЕГЭ: является ли информацией, когда на теплоходе свет мигает. Если мне неизвестна световая азбука, то это не является информацией (я не понимаю смысла сообщения); обязательно должен быть смысл. Но понимание информации может быть другим. Кто-то говорит, что информация – это набор сигналов, тогда это информация.

 

Основные подходы к оценке результатов обучения:

  1. Нормированный подход;
  2. Критериально-ориентированный.

 

Какой из них лучше выбрать? Традиционно использовался нормированный подход. Если хотим уйти от субъективизма (передать что-то техническим устройствам), то нужно прийти к определенной стандартной процедуре.

Нормированный подход. От слова норма. Начинаем придумывать, что является нормой. Все, что выше – более высокая оценка; все, что ниже – то хуже знает. Но кто сказал, что это норма. Поэтому у нормированного подхода есть масса недостатков с точки зрения ранжирования учеников, исходя из среднего ученика: субъективизм, нет четких эталонов обученности.

Для того, чтобы определить – выше или ниже при нормированном подходе, начинаем давать задания разной сложности (с разной дифференцируемой силой).

 

Критериально-ориентированный подход – ориентируемся на критерии, положен в основу ФГОСа. Стандарт – это образец, в котором должны быть заложены критерии в виде требований к результатам освоения ООП (планируемые образовательные результаты). При этом ранжирование не предусматривается, предусматривается только да/нет (т.е. делает или не делает). Достоинство – можно автоматизировать, уйти от субъективизма.

Если критерии, т.е. требования, то они должны быть диагностируемыми. Требования во ФГОС будем уточнять в виде планируемых образовательных результатов в примерных программах. Примерных программ пока нет, но создается комиссия по экспертизе проектов примерных программ. Будет создан информационный реестр примерных программ (в примерную программу входит рабочая программа по предмету). Требования примерных программ надо будет уточнять: на уровне ступени, на уровне класса (в 8А м.б. одна образовательная среда, а в 8Б – другая), на уровне урока. В программе заложено 75 % обязательных требований, 25 % - уточняем сами.

 

Отличия нормированного подхода к оценке от критериального.

Дали контрольную работу (5 заданий)

Нормированный подход: 5 заданий сделал – 5, 4 – 4 балла. (метод вычитания)

Критериально-ориентированный: 1-е задание сделал – да, 2-е задание сделал – да (т.е. метод дополнения).

 

Раньше тройка – репродуктивный уровень (т.е. повторяет: сказали, что такое информация, учащихся – сказал). Сейчас же несколько требований: a,b,c,d. Например. Требование А - на уровне усвоения (чтобы просто ребенок представлял). Требование B – чтобы ребенок повторил запрос в инете (репродуктивный уровень). Требование С – уровень выше репродуктивного. Ниже уровней опуститься не можем. Стандарт задает минимальный уровень – но элементы отличаются по требованиям к усвоению: что-то должно быть освоено на репродуктивном, что-то – на продуктивном уровне. Т.е. стандарт должен задавать элементы, и ученик должен усвоить все элементы стандарта на 100%-ом уровне. Т.е. мы должны обеспечивать развитие не ниже заданного, но стремиться к максимальному. Одаренным детям нужно давать доп. задания.

 

Научный подход. Существуют ли работы, как нужно писать правильно требования к результатам обучения? Да, такие работы есть. Но когда ФГОС писали – не учли эти работы. В области педагогики и психологии есть много отечественных разработок, которые используются и в Нидерландах и пр.

 

Например, нельзя учить на уроке информатики печатать слепым методом, т.к. это требование не предусмотрено стандартом. Это из области – как протереть клавиатуру и т.д.

 

Требования к образовательным результатам – это цели обучения. Т.е. каких образовательных результатов хотим достигнуть. Сейчас нельзя писать: цели обучающие, развивающие, воспитывающие; или знания, умения и навыки. Сейчас говорится о личностных, метапредметных и предметных образовательных результатах.

 

Анализ системы требований по трем компонентам:

  1. Характеристика осваиваемой системы знаний и умений и способов деятельности.

Есть две схемы: морфологическая и функциональная. Морфологическая схема – от простого к сложному; т.е. все ли знания и способы деятельности уложили, идут ли они логично. У всех разная логика: у Угриновича – все от компьютера; у Семакина – от информации к компьютеру. Но логика всегда есть.

Функциональная схема – смотрим на каждое требование и анализируем: оно на объяснение, на описание или на преобразование.

 

  1. Характеристика видов учебной деятельности, которыми я буду обеспечивать достижение результата.

Классификация видов учебной деятельности: предметные, общеучебные (раньше: общеинтеллектуальные – умение классифицировать, сравнивать; умение рационального труда – уметь себя организовать и т.д.; сейчас – это универсальные учебные действия). УУД – личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. При этом мы говорим о видах учебной деятельности, которые формируют знания и способы деятельности.

Три уровня усвоения:

  • восприятие, осмысление, запоминание;
  • применение знаний и способов деятельности в знакомой ситуации;
  • в незнакомой ситуации;

т.е. уровни репродуктивный, продуктивный, творческий.

 

  1. Качественные характеристики уровня усвоения учащимися содержания обучения.

На трех уровнях:

  • предметно-содержательном – характеристики: полнота и системность;
  • содержательно-деятельностном – характеристики: прочность и действенность (прочность обеспечивается тем, что на каждое требование нарабатывается материал);
  • содержательно-личностном уровне (активность, самостоятельность, мотивация, продуктивность учебной деятельности и пр.).

 

В итоге получаем требования, которые будут отражены, прежде всего, в рабочей программе (пишется на ступень).

 

Перед началом образовательного процесса мы обязаны участников образовательного процесса поставить в известность, что в результате ученик должен уметь делать, т.е. какими видами учебной деятельности он обязан овладеть в данном образовательном процессе. В процессе обучения требования должны быть выше ФГОС-овских.

 

Когда мы сказали, что у нашей оценки есть мотивирующая функция, то речь идет о том, что в образовательном процессе с точки зрения мотивационной функции будем использовать не дихотомическую шкалу, а шкалу большего размаха – 3, 5, 10, 100 – выбираем сами.

 

КИМ-ы – там могут быть контрольные вопросы, задачи. Задачи могут быть более легкие, более сложные. Классификацию задач придумал Блум – по уровню усвоения материала. Таксономия Блума:

  1. Задачи на воспроизведение.
  1. Задачи, требующие простых мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, определение).
  2. Задачи, требующие сложных мыслительных операций (интерпретация, аргументация);
  3. Задачи, требующие для своего решения продуктивного мышления (т.е. новые ситуации);
  4. Задачи на продуктивное мышление с порождением письменного или устного высказывания (творческие), где школьники делают выводы и т.д.

 

Критериально-ориентированный подход – это основа ФГОС. Поэтому процедуру проверки нужно автоматизировать. Например, с помощью тестов. Тесты бывают разные: на интеллект, на способности, на достижения, тесты личности. В основном используем тесты достижений, хотя с точки зрения трех видов образовательных результатов должны использовать тесты разного вида. Но у тестов есть недостатки: можно угадать.

 

Есть разработанные требования к измерителям итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ):

  • Ориентация на критериальный подход;
  • Дихотомический (альтернативный) характер оценки выполнения проверочного задания;
  • Посильность системы проверочных заданий;
  • Валидность - требование адекватности содержания проверки тем минимально необходимым результатам обучения, которые зафиксированы в стандарте.
  • Репрезентативность - полнота охвата заданиями проверяемого учебного материала или, как говорят в дидактике, репрезентативность (представительность) проверочных заданий.
  • Надежность измерителя, т.е. при повторных проверках результатов обучения на сходных (близких по составу) выборках обучающихся в одинаковых (или близких) условиях проведения проверочного мероприятия при одинаковых процедурах оценки должны быть стабильно получены приблизительно одинаковые результаты.

 

Если хотя бы одно требование (например, репрезентативность) не выполняется, то в сторонку.

 

Тест – это ЕГЭ. ЕГЭ – это единый гос. экзамен. Единый - по всей территории + выпускной и в вуз. Но: на проверку минимума можно использовать дихотомическую шкалу (да/нет), а для поступления в вуз нужна дифференциация. Предлагают сделать ЕГЭ на базовом и углубленном уровнях. Это фактически принято. На базовом уровне – для получения аттестата; углубленный уровень – для поступления в ВУЗ.

 

Вообще говоря, если есть мотивация, то ребенок может поступить в любой вуз, который он захочет. Есть еще и электронное обучение – можно добрать.

 

У тестов есть масса недостатков, но есть и масса плюсов. Прежде всего, можно быстро проверить.

 

Разница между нормированным и критериально-ориентированным подходами: мы стараемся уйти от недостатков, от субъективизма, пытаемся передать проверку техническому устройству (все автоматизировать).

 

Значение изучения предмета "методика обучения" в профессиональной подготовке учителя

 

 

Предложения
Услуги переводчика. 1 страница (1800 знаков с пробелами) - 200 руб.
Дистанционные уроки английского языка, современные методики.
Курсовые, контрольные работы, тесты - на заказ. Проверка на антиплагиат.
Создание сайтов на заказ.