Методы исследования возрастной физиологии
1)Метод поперечного исследования (кроссекциональный).
Группа врачей заходит в школу и исследует состояние здоровья 1-го - 11-го класса. В общем, учащихся всей школы. Хорошо, чтобы в группе было 20-30 человек, но лучше не меньше 100. Выясняют закономерности, выявляют пути лечения. Но выяснить, как возникали заболевания – нельзя (не известно, чем болели 11-классники в 1 классе).
2)Метод продольного (лонгитудинальный) исследования.
Исследуют состояние здоровья детей с 1-го класса и доводят до 11 класса (т.е. смотрят детей раз в год или несколько). Т.о. получают сведения, как развивалось заболевание. Например, близорукость развивается у каждого 3-го. Раньше в очках детей было мало. Компьютер – вот главная причина плохого зрения.
3)Метод антропометрия, когда изменяются морфологические хар-ки тела: рост, масса тела, индекс массы тела.
Индекс массы тела для взрослых:
вес в кг/(рост в метрах)^2
Пример:
60/1,65^2
Норма для взрослых:
19-25 – норма
25-30 – избыточная масса
>30 – ожирение
<19 – гипотрофия
Стремиться к 25, это отлично.
Окружность грудной клетки, талии, обхват плеча, бедра, толщина кожно-жировой складки.
Определяют физиометрические показатели: емкость легких, силу сжатия кисти, становАя сила (сколько вес от пола поднимет).
4)Физиологические методы.
Спирограф (спирограмма). Исследуют скорости дыхания на разных этапах дыхания. Газоанализаторами определяют содержание газов в воздухе (CO2, кислорода), измеряют артериальное давление, определяют электрокардиограмму. Электроцефолограмма – показывает деятельность центральной нервной системы.
Показатели биохимические исследуют: пигменты, белков, ферментов, холестерин и т.д. Общий анализ крови.
5)Функциональные методы.
Проба Мартине. Измеряют у ребенка артериальное давление и пульс, после чего ребенок приседает 20 раз в течение 30 секунд, повышается артериальное давление, наступает тахикардия; смотрят, когда эти показатели нормализуются.
6)Жизнь может предоставить и естественные эксперименты, например, какие-то катаклизмы, война, голод и т.д.
7)Производится также моделирование, может быть экспериментальное или математическое. Экспериментальное моделирование проводится на животных.