Опыт Шаталова
Шаталов отбирает ядро теоретических знаний, которые должны усвоить все ученики без исключения. Пока ядро не усвоится, дальше не идут. Ядро теоретических знаний усваивается путем многократного повторения материала. Шаталов называл свою методику «эффектом соленого огурца». «Если вы положите огурец в раствор соли, то через какое-то время он засолится; если ученик будет часто повторять, то так или иначе, но знания он получит». Каким образом это происходит: объяснение – развернутое и сокращенное, работа дома с опорными листами, воспроизведение материала у доски каждым из учеников, т.к. доски у него были не только спереди, но и сзади. Если ученик не говорит у доски, то наговаривает на магнитофон. Т.е. каждый ученик обязательно проговаривает материал либо на уроке, либо дома, и все это контролируется учителем. Контроль могут осуществлять также наиболее сильные ученики – взаимоконтроль.
Путем многократных повторений 100%-но усваивается ядро теоретических знаний: формулировки теорем, определения. Все теоремы перечислены на листе обязательных теоретических знаний, пронумерованы. На парте стоят флажки, учитель проходит и говорит: дай определение такое-то, потом подходит к следующему (остальные должны следить), другой дает определение. Если ребенок не отвечает, флажок опускается. Если опускается два флажка, ребенок должен остаться после уроков и все выучить. Тотальный контроль за усвоением теоретических знаний. На основе теор. знаний можно решать типичные задачи.
По каждой теме давался список из 50 задач. Это оформлялось в виде «плашек». Лист в клеточку. Каждая клеточка соответствует той или иной задаче. Решая задачу, ребенок закрашивает ту или иную клеточку. Сразу видно, сколько решил, сколько нет. Если решить не может, может спросить у учителя, у товарища. Главное – разобраться, прорешать все задачи. Далее – контрольная работа, где предлагаются некоторые из указанных 50 задач.
Как Шаталов объяснял решение задач. Он говорил, что после объяснения теор. материала, нельзя вызывать ребенка к доске и просить решать задачи. Обязательно ученикам надо показать пример оформление, грамотного решения задач.
Например, надо решить 8 задач. Перед уроком он записывает условие этих 8 задач. Под этим условием он сам решает и показывает, как задача должна быть решена. Дети ничего не записывают. Он считал, что записывать и понимать решение задачи для детей сложно – могут упустить что-то важное. Задача детей - слушать и наблюдать, как решается задача.
Дошли в задаче до конца. Он стирает эту задачу. Психологические момент: чем меньше задач остается, тем виднее, какую часть работы они выполнили. Т.е. за урок он сам решает и объясняет решение – главные задачи. Дома ученики должны восстановить решение этих задач.
Есть еще задачи, которые не разбираются. Когда отработан теоретических материал, ядро основных ЗУН, он приступает к урокам, которые направлены на решение нестандартных творческих задач; урок может быть посвящен лишь одной сложной задаче; могут быть задачи, составленные детьми. Может быть урок, направленный на выявление ошибок в учебниках. Это уже творческий уровень.
Если идет усвоение крупными блоками, знания усваиваются лучше.
Он учил своих детей, что у квадрата 8 свойств: все эти свойства позаимствованы у ромба и у прямоугольника. Поэтому, он назвал квадрат словом «тунеядец». Что с математической точки зрения неверно? Все стороны равны, все углы равны, все диагонали равны, диагонали пересекаются под прямым углом, диагонали делятся точкой пересечения пополам… Это пример опорного конспекта. Ассоциативный символ позволяет вспомнить материал.
Шаталов собирал в Останкино учителей, читал лекции, множество учителей работало по его системе. После перестройки в Москве стало всего две школы Шаталова, в основном такие школы на Украине.
Учителя, вводящие в практику опыт Шаталова, сталкиваются со следующими проблемами:
1)Дети разучаются думать;
2)Чисто формальное усвоение знаний на зубрежке;
3)Интеллектуальная несамостоятельность учеников класса – поголовное списывание.
Почему у многих педагогов не получается внедрить систему Шаталова? Ведь в его работах все описано. Двойки не ставятся – оценку всегда можно повысить, есть лист успеваемости. Когда он объясняет, все его понимают, он мастер объяснения. Все заворожено его слушают, он очень красочен.
Если мы не будем выходить на творческий уровень, снизится мотивация. У Шаталова: мозговой штурм, погружение в решение задачи. Он экономит время, чтобы потом потратить время на продуктивную отработку. А многие учителя думают, что главное у Шаталова – репродуктивная отработка знаний. Умения и навыки – это лишь основа для того, чтобы потом решать задачи, в том числе нестандартные.
У Шаталова одноместная посадка. Поэтому, списывание невозможно.
Вообще, в данной системе множество мелочей, которые нельзя упускать.
У Шаталова можно взять систему с флажками (пока человек не знает – не пропускать). Это система контроля. Это устная контрольная. По педагогике нельзя. Цель курса педагогики – научиться мыслить.
*Читайте книги Шаталова: «Куда и как исчезли тройки», «Три точки опоры». Если не найдете в библиотеке, то можно попросить у преподавателя. В нашей библиотеке три книги Шаталова (в другом корпусе).*
Шаталов был директором. Брал часто последний урок. Отпускал отличников, занимался с двоечниками.
Потрясающее уважение к детям, умение мотивировать детей, умение поощрять. Это был мастер своего дела.